(14(27).04.1909 – 28.04.1993)
Герой Советского Союза
В посадке кедра участвовали:
Демченко Олег Федорович, Осипенко Александр Юрьевич
Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, полковник. Первая женщина – Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Депутат Верховного Совета СССР. Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком авиации дальнего действия. Лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.
По одним источникам, Валентина Гризодубова появилась на свет в Харькове в новогоднюю ночь 1910 года, по другим – 10 мая 1909 года. Авиационное будущее Гризодубовой было предопределено тем, что её отец, Степан Васильевич Гризодубов, был талантливым авиаконструктором и пилотом. Он был до глубины души увлечён своим делом и посвятил ему всю жизнь. Степана Гризодубова можно по праву считать одним из гениев отечественного авиастроения: он являлся автором нескольких типов летательных аппаратов и двигателей к ним.
Именно отец поднял свою дочь Валентину в небо не только в переносном, но и в прямом смысле. Гризодубова совершила свой первый полет едва ли не раньше, чем научилась как следует стоять на ногах – в 2,5 года! Отец привязал девочку к себе ремнями, поднял аэроплан в небо и навсегда заразил дочь собственной страстью к полётам и авиации. Итогом столь раннего авиационного воспитания стал первый самостоятельный полёт, который состоялся на слёте планеристов в Коктебеле, когда Вале было 14 лет. По окончании средней школы Валентина поступила в Харьковский технологический институт, где получила превосходное инженерное образование, позволившее ей заниматься авиацией уже профессионально. Стоит сказать, что небо было не единственным увлечением девушки – в продолжение учёбы в ВУЗе Гризодубова успешно осваивала рояль в музыкальном училище, после чего будущая гроза фашистских тылов была зачислена в Харьковскую консерваторию.
В 1928 году, пройдя трёхмесячную летную подготовку в Школе гражданской авиации Осоавиахима, Гризодубова получила долгожданное звание пилота. Позднее юная лётчица окончила также Пензенскую школу летчиков-инструкторов, после чего, в 21 год, уехала в Тулу, где устроилась на работу в аэроклуб.
Карьера Гризодубовой продолжала своё стремительное развитие и, наконец, она попадает в подмосковное Тушино, а затем и на Центральный аэродром Москвы, который являлся базой агитэскадрильи им. Максима Горького. Работа в агитэскадрилье позволила Валентине получить уникальный лётчицкий опыт: за время службы в подразделении, летая по городам СССР, ей приходилось управлять самыми различными самолетами того времени.
Хрупкая юная девушка летала над горами Кавказа и Памира, прокладывала новые воздушные маршруты и устанавливала новые рекорды, давая фору лучшим лётчикам-мужчинам страны и всего мира. Один из таких полетов принёс Валентине Гризодубо-вой мировую извест-ность. 24-25 сентября 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина» женский экипаж Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Мариной Расковой совершил беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, преодолев расстояние в 6450 километров за 26 часов и 29 минут. Именно за этот рекордный перелёт девушкам были присвоены звания Героев Советского Союза.
Перед началом войны Гризодубова получила должность начальника Управления международных воздушных линий СССР, а с началом освободительной борьбы советского народа стала во главе Антифашистского комитета советских женщин. Однако отважная лётчица прекрасно понимала, что в тыловая работа, при всей её важности, ей не подходит – её огромный опыт пилотирования был нужен фронту, и Гризодубова возглавила 101-й авиаполк Авиации дальнего действия — тот самый, чьи крылья несли оружие и продовольствие партизанским отрядам Ковпака, Сабурова и Федорова.
В одиночку управляя тяжелым «Ли-2», Валентина совершила около 200 боевых вылетов, около 2/3 из которых были ночными с опаснейшими посадками на партизанских аэродромных площадках. За время вылетов из вражеского тыла Валентина эвакуировала около 4000 детей, что характеризует её заслуги перед Родиной как выдающиеся и неоценимые, ведь стоит ли спорить, что во все времена дети были и будут главным достоянием и главной надеждой России, именно этим спасённым детям предстояло восстанавливать страну после войны, крепить её оборону, создавать самую мощную в мире промышленность.
Именно так ответила Валентина на предложение маршала авиации Новикова возглавить дивизию. Герой Советского Союза, отважная лётчица Гризодубова предпочла военной карьере научную и общественную деятельность. По ее инициативе и при её деятельном участии был создан НИЛИЦ – Научно-исследовательский летно-испытательный центр, задачей которого стала разработка новейшей авиационной электроники. За работу на этом поприще Гризодубова получила свою вторую Звезду — на этот раз Героя Социалистического Труда. Авторитет Гризодубовой в партийной среде, как и среди простого народа, был огромен, она была вхожа в кабинеты верховных руководителей, что позволяло ей выручать людей, попавших в сложную ситуацию и решать нерешаемые вопросы. Именно благодаря хлопотам Гризодубовой удалось спастись с Колымы отцу-основателю русской пилотируемой космонавтики Сергею Королеву.
Валентина Гризодубова дожила до глубокой старости и скончалась 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище г. Москва.
В родовом гнезде Гризодубовых в Харькове после её смерти был создан музей, во многих населённых пунктах бывшего СССР её именем названы улицы, а в Москве на Кутузовском проспекте ей установлен памятник.
В посадке кедра участвовали: Демченко Олег Федорович, Осипенко Александр Юрьевич.