Музейная деятельность

Новости, анонсы, события

(17.12.1917 – 01.03. 1979)

Дважды Герой Советского Союза

В посадке кедра  участвовал:

Зубков Михаил Валерьевич

Участник Великой Отечественной войны, советский лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, гвардии полковник, военный лётчик 1-го класса. Младший брат Б. Б. Глинки.

Участвовал в сражении на Кубани, в Миусской, Ясской, Львовско-Сандомирской и Берлинской операциях.

Всего за войну он провел около 300 боевых вылетов, 100 воздушных боев, лично сбил 50 самолетов противника.

Д.Б.Глинка родился в семье шахтёра 10 декабря 1917 года, в селе Александров Дар Екатеринославской губернии. В 13 лет пришёл на шахту имени МОПРа, где работали отец и старший брат. Здесь в тяжёлых, однообразных буднях сверкнуло однажды радостное слово – авиация.

Вслед за бойким, одержимым полётами братом Борисом в Криворожский аэроклуб приняли и молчаливого увальня Дмитрия, а через 3 года, в 1939 году, он закончил тогда уже знаменитое Качинское Краснознамённое лётное училище.

«…Высокого роста, волевой взгляд из-под коротких бровей придавал лицу строгое, даже суровое выражение, и мы, молодые, откровенно побаивались этого взгляда. Мастер воздушного боя, Дмитрий очень метко стрелял с коротких дистанций, пилотировал с большими перегрузками, чаще всего не предупреждая о своём маневре по радио», – вспоминал о своём ведущем Герой Советского Союза, Генерал – полковник авиации Г. У. Дольников.

“ДБ”, как по инициалам окрестили на фронте этого великого бойца, отличался исключительной пытливостью и упорством, с терпеливым упрямством, снова и снова бросал он самолёт в сложные, тяжёлые для лётчика фигуры или в упорном сосредоточении мысли, подобно древним философам, пытался докопаться до первопричины вещей и действий.

Незаурядный воздушный боец, Дмитрий Борисович Глинка был доброжелательным и очень терпеливым наставником, отличался педагогическим тактом и выдумкой.

Его ученик Герой Советского Союза Григорий Устинович Дольников позднее вспоминал: “Иронией он заменял окрики и внушения, и действовала она лучше всяких выговоров”.

В отличие от большинства асов первой десятки Дмитрий Глинка не прошёл инструкторской школы, но до января 1942 года, когда наконец попал на фронт, была служба в строевой части, несколько сот вылетов на истребителе И-16.

Боевое крещение Дмитрий получил в Крыму, в составе 45-го истребительного авиаполка, укомплектованного самолётами Як-1. Там он сделал почин, сбив Ju-88.

В тяжёлых боях на 4-х фронтах  (Крымском, Южном, Северо – Кавказском, Закавказском )  с 9 января по 19 сентября 1942 года полк потерял 30 самолётов и 12 лётчиков, уничтожив 95 самолётов противника. Дмитрий Глинка сбил тогда 6 вражеских машин.

В мае был подбит и ранен. Очнулся на руках пехотинцев, не помня, как спускался с парашютом. Контузия оказалась настолько серьёзной, что врачи наотрез запретили ему летать. Около 2-х месяцев он провёл в госпиталях.

Его возвращение совпало с прибытием в часть молодых лётчиков, и, внимательно приглядевшись к пополнению, он выбрал своим ведомым худенького парнишку, похожего на цыганёнка, – Ивана Бабака.

Бывали дни, когда они совершали по 4 – 5 боевых вылетов. Вскоре Дмитрий стал первым асом в полку, ему поручили водить в бой большие группы истребителей.

В январе 1943 года полк перевооружили на “Аэрокобры”, и 10 марта он был брошен в сражение на Кубани. Здесь полк стал Гвардейским – 100-м ГвИАП, а помощник командира по воздушно – стрелковой службе Гвардии капитан Д. Д. Глинка проявил себя выдающимся мастером вертикального маневра. Летая на “Аэрокобре” с бортовым номером “21”, Дмитрий сеял настоящий ужас среди пилотов противника. В течение нескольких недель (к маю 1943 года) он сбил 21 вражеский самолёт, став одним из самых результативных лётчиков в этой битве.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

Человек большой физической силы, выносливости и азарта, в упорнейших апрельских боях он совершал по нескольку боевых вылетов в день, однажды доведя их число до 9! После этого он проспал почти полтора суток и с диагнозом “сильное переутомление” на неделю был отстранён от полётов.

Здесь же, на Кубани, в большом бою, где участвовало более 100 самолётов с обеих сторон, Дмитрий, атакуя сзади – снизу, с горки, последовательно сбил 2 бомбардировщика Ju-88, но и сам был сбит второй и последний раз за войну, ранен, выбросился с парашютом. Через неделю он вернулся из госпиталя ещё в бинтах.

В конце апреля 1943 года старший лейтенант Д. Д. Глинка сбил 3 пикировщика Ju-87 в одном вылете, причём 2 из них в неотразимой 5-секундной атаке. Через несколько дней, 4 мая, при штурмовке аэродрома Сарабуз, сжёг на земле 2 Ме-109 и сбил идущий на посадку транспортный Ju-52.

Манера ведения им воздушного боя при любых обстоятельствах была атакующей, открытой, без маскировки, с предельными нагрузками для лётчика и самолёта, с резкими эволюциями.

Став в августе 1943 года дважды Героем Советского Союза, Дмитрий трудно переживал испытание славой. Его смущали портреты в газетах, корреспонденты и операторы, десятки писем от незнакомых людей, ежедневно доставляемых ему.

Дмитрий Глинка продолжал много летать и одерживать победы. После боёв на Кубани полк без перерывов участвовал в Миусской операции, в боях на реке Молочной, в Перекопском сражении.

“Чем больше врага – тем легче бить его” – этот афоризм Дмитрия Глинки скорее характеризует автора, чем точно отражает реальность.

В начале сентября, после получения второй “Золотой Звезды”, Дмитрий едва не погиб, забавляясь с немецкими трофейными гранатами – “лягушками”. Из-за взрыва упавшей поблизости гранаты он получил множественные лёгкие ранения ног. Несмотря на досадную случайность, к 5 декабря 1943 года, Дмитрий записал на свой счёт ещё 8 машин врага.

После почти полугодового отпуска, учёбы и пополнения, лётчики 100-го Гвардейского авиаполка приняли участие в Яссо – Кишиневской операции на южном отрезке фронта. Во время этих боёв лётчиками полка было сбито около 50 самолётов противника, а личный счёт Дмитрия Глинки вырос до 46 побед. Так, в мае 1944 года, в одном из боёв группы из 12 “Аэрокобр” с 45 пикировщиками Ju-87 и прикрывающими их истребителями, Дмитрий сбил сразу 3 самолёта. Всего же, за неделю напряжённых боёв под Яссами, он одержал 6 побед.

 В июле 1944 года, вылетев на транспортном Ли-2 в составе 5 лётчиков 100-го Гвардейского ИАП за отремонтированными самолётами, Дмитрий Глинка едва не погиб в авиационной катастрофе. Прибыв на аэродром за несколько минут до вылета, Глинка и его спутники расположились на самолётных чехлах в хвосте Ли-2 (все места в салоне были уже заняты ). Во время полёта самолёт зацепил за вершину Кремецкой горы, закрытой облаками, и разбился. Погибли все члены экипажа с пассажирами. Осталась в живых лишь пятёрка лётчиков из группы Глинки, которых спасло лишь то, что они расположились в самом хвосте машины. Все они получили тяжёлые ушибы и ранения. Особенно пострадал Дмитрий. Он несколько дней находился без сознания и лечился почти 2 месяца.

После выздоровления Дмитрий Глинка продолжил боевую деятельность и одержал ещё много побед. Так, в ходе Львовско-Сандомирской операции он сумел уничтожить 9 немецких машин. В боях за Берлин сбил 3 самолёта в один день, а свою последнюю победу одержал 18 апреля 1945 года, в упор, с 30 метров, расстреляв истребитель FW-190.

Войну Дмитрий Глинка закончил совершив около 300 боевых вылетов и проведя более 100 воздушных боёв. На счету отважного лётчика 50 лично сбитых им самолётов противника (9 из них – на Як-1, остальные – на “Аэрокобре”).

После войны Дмитрий Борисович ещё долго служил в авиации, командовал полком, затем был заместителем командира авиационной дивизии. В 1951 году закончил Военно-Воздушную академию. В 1960 году демобилизовался в звании Гвардии полковника. Жил в Москве.

Многие прославленные боевые лётчики, накрепко связав свою судьбу с авиацией, сменили кабины грозных истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков на кабины вертолётов и самолётов пассажирской, санитарной и сельскохозяйственной авиации. За штурвал пассажирского лайнера сел и один из прославленных асов Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза Д. Б. Глинка.

“Я долго прослужил в частях ВВС. В июльское утро 1945 года я был в рядах тех, кто бросал к подножию Мавзолея В. И. Ленина вражеские знамена. Я мог бы уйти на пенсию, собирать грибы, охотиться, слушать любимую музыку, отдаться чтению книг. Но жить без неба, жить без штурвала – не могу”, – говорил Дмитрий Борисович Глинка. Эти слова прославленного воздушного рыцаря как нельзя лучше характеризуют его неугомонное сердце, его любовь к Родине, к авиации.

После войны продолжил службу в ВВС страны. До февраля 1946 года был заместителем командира 100-го Гвардейского ИАП (в Центральной группе войск, Австрия). В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (в Монино). С мая 1951 года – командир 351-го ИАП, С августа 1951 по январь 1954 гг. – командир 530-го ИАП (в Приморском военном округе; Ляодунский полуостров, Китай). Летал на Ла-11, освоил и реактивный МиГ-15. С января 1954 по январь 1958 гг. – заместитель командира 149-й ИАД (в Приморском военном округе; с мая 1955 года – в Северной группе войск, Польша). Летал на МиГ-15 и МиГ-17. С января 1958 года – заместитель командира по лётной подготовке, а с июня 1958 по август 1959 гг. – 1-й заместитель командира 119-й ИАД (в Одесском военном округе; Молдавия). Летал на МиГ-17 и МиГ-19П. С августа 1959 по апрель 1960 гг. – 1-й заместитель командира 283-й ИАД (в Закавказском военном округе; Грузия). Летал на МиГ-17. С 11 июля 1960 года Гвардии полковник Д. Б. Глинка – в запасе.

В 1960 году окончил курсы при Школе высшей лётной подготовки Гражданского Воздушного Флота. С октября 1960 года работал пилотом в 200-м авиаотряде (аэропорт Внуково), с июля 1962 по май 1965 гг. – вторым пилотом в 207-м авиаотряде международной авиагруппы ГВФ (аэропорт Шереметьево). Летал на Ту-104. В 1965-1978 гг. работал инструктором на тренажёре в 18-м учебно-тренировочном отряде Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота (аэропорт Шереметьево). Жил в Москве.

Умер 24 февраля 1979 года, похоронен на Кунцевском кладбище (участок 9).

Бронзовый бюст Д. Б. Глинки установлен в посёлке Рахмановка, входящем в город Кривой Рог, где его именем названа улица.

Имя дважды Героя присвоено и пассажирскому самолёту Сухой SuperJet 100 (RA-89046, авиакомпания “Аэрофлот – российские авиалинии”).

В посадке кедра на аллее Героев – авиаторов ЦМ ВВС участвовал: Зубков Михаил Валерьевич.


Центральный музей
Военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1


Приёмная

+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник