Музейная деятельность

Новости, анонсы, события

(17.12.1917 – 06.08.1967)

Герой Советского Союза

В посадке кедра  участвовал:

Аксенов Андрей Игоревич

Герой Советского Союза, Заслуженный летчик – испытатель СССР, капитан.

Родился 4 (17) декабря 1917 г. в городе Балашов (ныне — Саратовской области). С 1934 г. жил в посёлке Лопасня (ныне — город Чехов) Московской области. В 1936 г. окончил три курса Подольского индустриального техникума Московской области. Семья жила бедно, питались впроголодь. Из-за материальных трудностей пришлось оставить учёбу и пойти работать токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе. Одновременно начал учиться и летать в Мытищинском аэроклубе. 17 июня 1937 г. совершил первый самостоятельный полет. В 1938г.  окончил аэроклуб и был призван в армию.

 В 1939г. окончил военное авиационное училище лётчиков в г. Энгельс и был распределен в Забайкалье. Впервые принял боевое крещение в воздушных боях с японскими летчиками на Халкин-Голе и получил первую в жизни награду – медаль «За отвагу».

В 1940 г. Гарнаева, как одного из наиболее подготовленных боевых летчиков, назначили на должность лётчика-инструктора Забайкальской военной школы пилотов. В первые же дни Великой Отечественной войны он подал рапорт с ходатайством об отправке на фронт. Но получил отказ, поскольку была острая потребность в опытных летчиках-инструкторах.

До конца 1944 г. Гарнаев занимал должность командира авиаэскадрильи в авиаполку ПВО, дислоцированном в г. Улан-Удэ, после чего был назначен штурманом 718-го истребительного авиаполка в г. Дальний. В этой должности он и принял участие в 1945 г. в войне с Японией в составе Забайкальского фронта. Совершил 20 боевых вылетов на самолете Як-9. А потом был арестован. Произошло это переломное в жизни летчика событие в октябре 1945 г. В декабре того же года военный трибунал 9-й ВА приговорил капитана Гарнаева к трем годам лишения свободы. Суть обвинения сводилась к следующему. В обязанности Гарнаева, как штурмана полка, входило составление учебных планов лётной подготовки, которые относились к секретным документам. План должен был печататься машинисткой, допущенной к секретной работе. Но однажды такой план перепечатала другая машинистка, о чем стало известно начальнику СМЕРШа. Статья, по которой был осужден Гарнаев, предусматривала ответственность за разглашение секретных сведений о вооруженных силах. Хотя уголовная ответственность по этому пункту 27 июня 1947г. была отменена, еще более полугода Гарнаев продолжал отбывать наказание на заводе МВД в г. Ворошилов (ныне – г. Уссурийск) Приморского края. Освобожден был только в октябре 1948 г.

Устроиться на летную работу с таким пятном в биографии было практически невозможно. Но и без авиации Гарнаев себя уже не мыслил. Поэтому стал работать мотористом на аэродроме в г. Жуковский Московской области. Потом ему удалось поступить в Летно-испытательный институт (ныне – ЛИИ имени М.М. Громова) на должность технолога в мастерских. Там он в качестве оператора сцепки принял участие в отработке системы дозаправки самолётов в воздухе. Дело это было абсолютно новым и опасным. Зато Гарнаев снова поднялся в небо. Правда, вскоре, как ранее судимый, он был все же отстранён от работы.

Но уже в следующем году, когда потребовался специалист с парашютной подготовкой для испытания катапульты, Гарнаев снова встал в ряды отважных покорителей неба. После того, как его назначили парашютистом-испытателем ЛИИ, он выполнил семь испытательных катапультирований. Причем 14 мая 1951 г. он совершил первое в стране катапультирование в скафандре.

С 24 декабря 1951 г. Ю.А. Гарнаев – лётчик-испытатель ЛИИ МАП. В 1953 г. он окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей ЛИИ, позднее работал инструктором этой школы. В 1954г. провёл испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации. В 1957г. испытывал опытные автопилоты на вертолёте Ми-4. В этом же году проводит испытания аппарата вертикального взлета и посадки «Турболёт», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино.

Затем провёл испытание средств спасения экипажа в полете с отстрелом лопастей несущего воздушного винта на вертолёте Ми-4. Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе МиГ-21Ф. Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости на специально оборудованных самолётах-лабораториях Ту-104АК.

В 1959 г. восстановлен в КПСС и назначен командиром лётного отряда ЛИИ, членом методического Совета и инспектором по технике пилотирования ГКАТ. В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома СССР по правительственному заданию посетил США. Освоил там американские вертолёты фирмы «Боинг» Вертол V-44 и Сикорского S-58, которые исследовал и провел лётные испытания после их поставки в СССР.

Таким образом, послужной список летчика-испытателя Ю.А. Гарнаева впечатляет: испытания вертолётов и вертикально взлетающих аппаратов, высотных скафандров и средств спасения экипажей вертолетов и реактивных самолётов, эксперимент по покиданию вертолетов с отстрелом лопастей и участие в подготовке космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях.

21 августа 1964 г. за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Ю.А. Гарнаеву была вручена Золотая Звезда Героя Советского Союза и присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

В 1965 году участвовал в составе советской делегации в XXVI международном авиасалоне в Ле Бурже с демонстрацией вертолётной техники. Затем осуществлял полёты в ряде стран Европы по контракту с французской фирмой Сьюд на производство уникальных лётных монтажных работ с внешней подвеской на вертолёте. Выезжал в Египет для передачи вертолётов Ми-4 и обучения египетских лётчиков. Участвовал во множестве показов авиационной техники как в СССР, так и за рубежом. Освоил 120 различных типов летательных аппаратов.

В ходе испытаний авиатехники он неоднократно находился буквально на волоске от смерти. По его собственным подсчетам он четырнадцать раз попадал в совершенно безвыходные ситуации. И каждый раз его выручали профессионализм, хладнокровие и просто человеческое везение. Однажды во время прыжка в скафандре с большой высоты у Гарнаева отлетел кислородный шланг. И хотя воздуха оставалось всего на несколько глотков, он сумел спастись, раскрыв купол парашюта у самой земли. В другой раз ему едва хватило высоты для раскрытия парашюта после того, как во время испытаний гигантского вертолета МИ-6 пожар в отсеке двигателей быстро распространился по всему фюзеляжу и пришлось выбираться из горящего вертолета через аварийный люк кабины штурмана. Потом произошла катастрофа при испытаниях экспериментального вертолета Ка-22, и Гарнаев снова спасся буквально чудом. И так четырнадцать раз. А вот в пятнадцатый раз произошло непоправимое.

Юрий Гарнаев вместе со своим экипажем и двумя французскими специалистами погибли 6 августа 1967 г. при тушении лесного пожара близ городка Ля Ров, что недалеко от Марселя на юге Франции. Причина катастрофы неясна до сих пор. Одна из правдоподобных версий –диверсия.

В течение трех лет до этой трагической даты он совершал демонстрационные полеты в Ле- Бурже на вертолетах МИ-6. Летом 1967 г. показывал уникальные возможности нового пожарного вертолета МИ-6ПЖ, который мог сразу сбросить на очаг возгорания до 10 тонн воды.

Французы обратились к советской стороне с просьбой помочь в борьбе с огромными лесными пожарами, бушевавшими на юге страны. Гарнаев вылетел в Марсель.

Ежедневно экипажи делали от 20 до 30-ти вылетов. И каждый из них был сопряжен с огромным риском. Температура обшивки фюзеляжа доходила порой до 200 градусов Цельсия! Но риск для Юрия Гарнаева был делом обыденным. Вот выдержки из описания всего одного полета, сделанного корреспондентом Пьером Паре в газете «Марсейез» от 24 июля 1967 г.: «Перед нами над горами поднимаются огромные клубы дыма. Мы теряем высоту. В вертолете адская жара. Экипаж в одних трусах, люди обливаются потом… Командир Гарнаев делает жест пальцем, и один из членов экипажа нажимает на рычаг — освобождает из резинового бака тысячи литров воды. Огонь шипит, сникает и в последнем прыжке бросается к небу. Менее чем через пять минут мы находимся над каналом Дюраз. МИ-6 зависает на высоте пять-шесть метров над водой, две длинные штанги, которые укреплены под животом аппарата, спущены. На их концах расположены два мощных насоса. Штанги входят в воду. Пустой бак, который напоминает большой бурдюк, с шумом наполняется. Эта операция очень трудная и опасная, она требует от летчика исключительного мастерства… Итак, меньше чем за два часа семь человек и один вертолет смогли сделать работу, которая вот уже 24 часа приковывала сотни пожарников и десятки механизмов. Они не в состоянии подняться в труднодоступную местность, и их усилия оставались бесплодными. А благодаря применению Ми-6ПЖ жизнь провансальских лесов была спасена».

Похоронен Ю.А. Гарнаев в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память: именем Ю.А. Гарнаева названы улицы в городах Улан-Удэ, Феодосия, Жуковский, Чехов, площадь в г. Симферополь, теплоход в Феодосийском порту, гимназия в г.Балашов, школа №5 и музей этой школы в г. Жуковский; благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям –сиротам «Русская береза», в г. Ле Ров (Франция) в память экипажу установлен памятник, на домах в г. Жуковский и г. Балашов, где жил Ю.А. Гарнаев, установлены мемориальнае доски, в Балашовском краеведческом музее создана экспозиция, посвященная Ю.А. Гарнаеву; о Ю.А. Гарнаеве Ленинградской студией документальных фильмов снят фильм «Люди Земли и неба», а ООО Студией «Крылья России» снят документальный фильм «Смертельная вертикаль летчика Гарнаева».

Юрий Александрович Гарнаев оставил после себя литературное наследство. В 1970 году издательством «Молодая гвардия» был выпущен сборник «Проверено на себе», в который вышли его одноимённая неоконченная повесть, дневники и стихи, а также воспоминания о нём лётчиков-испытателей, писателей и журналистов. Сборник был отмечен особой премией Всесоюзного конкурса имени Александра Фадеева и дважды переиздавался (в 1976 и 1986 годах). Гарнаев также является автором ряда очерков и стихов, опубликованных в советских журналах.


Центральный музей
Военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1


Приёмная

+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник