(16.04.1914 – 14.07.1998)
Герой Советского Союза
В посадке кедра участвовала:
Яковлева Зоя Рубеновна
Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, доктор технических наук, профессор, академик Академии транспорта Российской Федерации, член Союза писателей СССР.
Марк Ла́заревич Галлай родился 16 апреля 1914г. в г. Санкт-Петербург. Его отец Лазарь Моисеевич Галлай был инженером-энергетиком, мать Зинаида Александровна – актрисой в Ленгорэстраде. С самого детства Марка влекло небо и стремление к образованию. Окончив школу, он два года поработал токарем на заводе “Красный Октябрь”, который делал авиационные двигатели (теперь ЛНПО им В.Я. Климова). Способный юноша проявил себя. За освоение нового станка его фотографию поместили на Доску почета. Это была его первая награда, которую он ценил не меньше, чем все последующие.
В 1932-1935г.г. он учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ, а затем перевелся в Ленинградский политехнический институт на аэромеханическое отделение, который окончил в 1937 г. Одновременно занимался парашютным и планерным спортом, полетами на самолете в Ленинградском аэроклубе, а также проходил практику в ЦАГИ.
После окончания института работал в ЦАГИ инженером по летным испытаниям и без отрыва от производства окончил летную школу ЦАГИ. С сентября 1937г. – летчик-испытатель ЦАГИ, а с мая 1941г. по январь 1942г. – летчик-испытатель ЛИИ им. М.М. Громова. Поднял в небо и провел испытания самолета СБ, в т.ч. на флаттер, легкомоторного самолета УТ-8 и принял участие в испытаниях самолета Ер-2.
С начала Великой Отечественной войны в качестве летчика 2-й отдельной авиационной эскадрильи ПВО, сформированной из летчиков-испытателей с использованием испытываемых самолётов. Участвовал в обороне г. Москвы от налетов немецкой авиации. Совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3, сбил один самолет противника «Дорнье-215». В январе-марте 1942г. – зам. командира аэ 128 бап на Калининском фронте, совершил 28 боевых вылетов на самолете Пе-2.
С апреля 1942г. по июль 1950г. он вновь летчик-испытатель ЛИИ. В мае-июне 1943г.в качестве второго пилота самолета Пе-8 в 890-ом дбап совершил 7 боевых вылетов на бомбардировку в глубокий тыл противника. В ночь на 10 июня был сбит в районе Брянска. Спасся с парашютом, нашел партизан и на самолете У-2 был вывезен через линию фронта. Провел испытания самолетов Пе-2 с пороховыми ускорителями, Як-7 с двигателем ВК-105 и опытным крылом, МиГ-9(«Ф-3»), трофейного реактивного истребителя Ме-163, Ту-4, вертолета Ми-1 и участвовал в испытаниях и доводке мотора АШ-82 на Ла-5, винтов на Пе-2ВИ, системы дозаправки топливом в полете самолета Ту-2, в облете многих других самолетов.
С июля 1950г. по декабрь 1954г. М.Л. Галлай – летчик-испытатель НИИ-17 (НПО «Взлет»). Проводил испытания бортовых радиолокаторов истребителей-перехватчиков И-320, Ла-200 и Як-25М. В январе 1955г.- июне 1958г. — лётчик-испытатель ОКБ В. Мясищева. Поднял в воздух и провел испытания самолета 3М.
В 1957 году М.Л. Галлаю было присвоено звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
Марк Лазаревич Галлай принадлежит к той легендарной плеяде отечественных авиаторов, которое летным мастерством и подвигами превратила нашу страну в авиационную державу. Именно ему принадлежат слова: «Настоящий летчик – испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может.»
В июле 1958 г. он был уволен из ВС СССР в звании полковника. За время летной работы освоил 124 типа летательных аппаратов. После увольнения в запас вернулся в ЛИИ МАП, где работал старшим научным сотрудником и Заместителем председателя Методического совета по летным испытаниям. Участвовал в подготовке первых вылетов опытных самолетов, в разработке программ испытаний самолетов и вертолетов Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22, В-12 и др. Вел большую научную работу. Опубликовал 30 научных трудов. Преподавал в Школе летчиков-испытателей, МАИ, Академии гражданской авиации.
В 1960 – 1961 г.г. – инженер-методист по пилотированию космического корабля в отряде космонавтов. Работал с первой группой – «гагаринской шестёркой» в одном из филиалов ЛИИ, в лаборатории № 47, где находился тренажер космического корабля «Восток-3А».
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959г.), Доктор технических наук (1972г.), профессор (1994г.), академик Академии транспорта Российской Федерации.
Занимался литературной деятельностью. Член Союза писателей СССР. Автор более десятка книг. По мотивам произведений Галлая снят художественный фильм «Три процента риска». Галлай стал персонажем документального очерка А. Аграновского «Открытые глаза», посвященного созданию МиГ-9, одного из первых советских реактивных истребителей, и одним из прототипов персонажа поставленного по мотивам этого очерка фильма Т. Лиозновой «Им покоряется небо» (1963г.).
Жил в Москве. Умер 14 июля 1998г. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Память: Одному из астероидов Солнечной системы (№ 6719) присвоено наименование «Галлай», его именем названа одна из улиц в Г. Санкт-Петербург, на доме 9 по ул. Спиридоновка в Москве, где он жил, установлена мемориальная доска; на Аллее Героев в Центральном музее ВВС в честь его посажен кедр. Режиссер Э. Рязанов в 1997г. снял о нем документальный фильм «Единица порядочности – один галлай». С его изображением издана почтовая марка в 2014г.