Музейная деятельность

Новости, анонсы, события

(25.06.1904 - 07.01.1985)

Дважды Герой Советского Союза

В посадке кедра участвовал:

Салахатдинов Наиль Михайлович

Дважды Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации. Участник Великой Отечественной войны. Являясь старшим летчиком-испытателем ОКБ С.В. Ильюшина с 1935 по 1064г.г., он поднял в небо и испытал более 70 типов самолетов. На его счету более 20 мировых авиационных рекордов. В 1961 -1968г.г.  –Вице-президент, затем Президент ФАИ, в 1968 -1985г.г. – Почетный президент ФАИ.

В.К. Коккинаки родился 25 июня 1904г. в семье обрусевших греков в г. Новороссийск, где провел свое детство и юность. Работал на виноградниках, матросом и грузчиком в порту. В 1928г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в1930г. – Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в частях ВВС.

В 1932-1935г.г., будучи летчиком-испытателем НИИ ВВС, участвовал в проведении испытаний самолетов И-15, И-16, ДИ-4 и «Звена» (3 И-5 на ТБ-3).

В 1935-1964г.г. В.К. Коккинаки – старший летчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Он поднял в небо и провел испытания всех самолетов ОКБ, выпущенных в эти годы.

21     ноября 1935 года на самолёте И-15 в крайне неблагоприятных условиях, в открытой кабине В.К. Коккинаки достиг высоты 14 575 метров и установил неофициальный мировой рекорд. С самолёта для снижения веса были сняты почти все приборы, кроме альтиметра. Вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую куртку с унтами и кислородной маской. Рекорд был установлен при шестидесятиградусном морозе. Официально мировой рекорд не был зарегистрирован, поскольку СССР в тот момент не состоял членом Международной авиационной федерации (ФАИ).

В том же году он возглавил первую пилотажную группу самолетов И-16, «красную пятерку» из летчиков-испытателей, которая положила начало истории зрелищного высшего группового пилотажа.

 В апреле 1936г. В.К. Коккинаки на опытном двухмоторном тяжелом бомбардировщике ЦКБ-26 выполнил петлю Нестерова, что до него не удавалось никому. С этого события он стал одним из любимых «сталинских соколов» вождя.

17 июля 1936 года на самолёте ЦКБ-26 он поднял на высоту 11294 метра уложенные в бомболюки металлические болванки общим весом 500 килограммов, и ФАИ зарегистрировала первый официальный советский мировой авиационный рекорд.

27-28 июня 1938 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» Владимир Коккинаки со штурманом А.М. Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту  Москва-Спасск-Дальний (Приморский край), протяжённостью 7580 км. Полет на большем отрезке пути происходил в отсутствие видимости, «вслепую», с отказавшими приборами. За этот перелет командир экипажа и штурман были удостоены  звания Героя Советского Союза.

28-29 апреля 1939 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» со штурманом М.Х. Гордиенко он совершил беспосадочный перелёт Москва-Северная Америка (Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм, остров Исландия — мыс Фарвель, южная оконечность Гренландии — Канада, остров Мискоу) протяжённостью 8000 км (6516 км по прямой) за 23 ч.50 минут. С 1959 г. этот маршрут положен в основу регулярных авиационных трансатлантических сообщений. За открытие этого кратчайшего и более безопасного маршрута из Европы в Америку Владимир Коккинаки был в 1965 г. награжден Международной ассоциацией воздушного транспорта бриллиантовым ожерельем «Цепь Пионера Розы Ветров» (ныне хранится в Государственном архиве РФ). За этот перелет Коккинаки был награжден орденом Ленина.

В.К. Коккинаки испытал более 70-и типов опытных самолетов, не допустив ни одной аварии и гибели людей. Он стал единственным летчиком-испытателем, награжденным за большие достижения в испытаниях новой авиационной техники и проявленные  при этом мужество и героизм двумя «Золотыми Звездами» Героя Советского Союза.

Владимир Коккинаки установил более 20-ти мировых авиационных рекордов: из них 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 в 1936-1937г.г., 13 на самолёте Ил-18 в 1958-1960г.г. Он владел техникой пилотирования всех типов самолетов.

В годы Великой Отечественной войны В.К. Коккинаки совмещал работу старшего летчика-испытателя ОКБ, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника летно-испытательной службы авиационной промышленности. Руководил испытаниями всех новых самолетов в стране. Большую работу проводил на фронте, помогая летному составу осваивать новую авиационную технику и максимально использовать ее боевые возможности. Интересный факт: в это время его механиком служил Владимир Сергеевич Ильюшин – будущий Заслуженный летчик-испытатель СССР.

В 1959г. В.К. Коккинаки присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». С 1964г. он работал в ОКБ С.В. Ильюшина инженером-методистом, с 1968г. — ответственным представителем Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.

В 1960г. удостоен Ленинской премии за испытания Ил-18. 2 января 1963г. он с экипажем совершил первый испытательный полет лайнера Ил-62.

 Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, а также иностранным. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965г.).  Жил в Москве, умер 7 января 1985г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Именем летчика-испытателя Владимира Коккинаки названы улицы в Москве, Кривом Роге, Ростове-на-Дону, Новокузнецке, Алматы и других городах, международный аэропорт в г. Анапа, летно-испытательный центр в г. Жуковском,  авиалайнер, нефтеналивной танкер, в Новороссийске установлен бронзовый бюст.

В семье отца и матери Коккинаки было 9 детей. Выжили 7 из них. Георгий (1900-1973г.г.) и Татьяна (1902-1993г.г.) восстанавливали послевоенный Новороссийск. Братья Владимира: Павел, Константин,  Александр и Валентин тоже посвятили себя авиации.

Павел (1906-1991г.г.) служил в авиации бортинженером в ОКБ С.В. Ильюшина в экипаже брата Владимира. Вместе с братом они установили 10 мировых рекордов на самолете Ил-18.

Константин (1910-1990г.г.) – Герой Советского Союза, летчик-испытатель на авиазаводе №1 в г. Москва, в 1938-1940г.г. в спецкомандировке в Китае, командир авиагруппы и советник по ИА воюет с японцами, в 166 боевых вылетах сбил лично 3 и в группе 4 самолета противника. С начала ВОВ заместитель командира 401 иап особого назначения. 4 августа 1941г. он возглавил полк после гибели С. Супруна. Совершил 98 боевых вылетов на МиГ-3, сбил лично 4 самолета и 3 в группе. Был отозван с фронта, облетывал в Архангельске поставляемые Англией самолеты «Томагавк». В 1951-1964г.г. – летчик-испытатель в ОКБ А.И. Микояна, затем там же работал летчиком транспортного отряда, ведущим инженером и старшим инженером в отделе летных испытаний.

Александр (1914-1941г.г.) – командир звена 128 бап был сбит и погиб в Белоруссии 3 июля 1941г. на самолете СБ.

Валентин (1916-1955г.г.) – летчик-штурмовик, командир эскадрильи 4 раза был сбит на самолете Ил-2, каждый раз сумел осуществить вынужденную посадку и возвратиться в строй. Был отозван с фронта и назначен летчиком-испытателем на авиазавод №30 в Москве. В послевоенные годы летал там на серийном Ил-12, а затем вновь получил назначение на авиазавод №23 в Москве летчиком-испытателем. Испытывал выпускаемые заводом самолеты Ту-4 и М-4. Погиб при испытании самолета М-4.


Центральный музей
Военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1


Приёмная

+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник