Музейная деятельность

Новости, анонсы, события

(26.02.1918 – 27.09.1985)

Дважды Герой Советского Союза

В посадке кедра  участвовали:

представители мотоклуба «Ночные волки»

Лётчик-истребитель старший лейтенант Николай Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге. Всего за время войны совершил 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях лично сбил 57 самолетов противника и 3 – в группе. Участник войны в Корее 1950-1953 гг.

Это был выдающийся летчик, показавший просто феноменальную эффективность, с которой не могли сравниться ни Покрышкин, ни Кожедуб, ни Речкалов, ни даже хваленый немецкий Хартман.

По подсчетам исследователей, у Ивана Кожедуба показатель эффективности составлял 0,5, у немца Эрика Хартмана – 0,4, а у Гулаева – 0,8.

Как и многие другие подростки того времени, выросшие на волне повального увлечения авиацией, после окончания школы-семилетки и школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), Николай пошел работать на завод, параллельно посещая авиаклуб.

Это ему пошло на пользу и после призыва в армию в 1938 году, Гулаева отправили учиться в Сталинградское летное училище, которое он окончил в 1940 году и по распределению попал в авиацию ПВО.

Первая звездочка на борту истребителя Гулаева появилась 3 августа 1942 года. Свой первый самолет он сбил в стиле своего дерзкого характера.

Гулаев, не имевший на тот момент допуска к совершению полетов в темное время суток, самовольно поднял свой истребитель в ночное небо, где сбил немецкий бомбардировщик Heinkel-111.

Рассказывают, что Николая к вылету подтолкнул механик, как сейчас говорят – “подколол”.

Когда была получена информация о немецких самолетах, в небо поднялись уже опытные летчики, а Гулаев остался на земле.

И тут механик якобы ему сказал :”А ты чего ждешь? Самолет готов, лети!”. Гулаев сразу завелся и решил доказать, что он – совсем не хуже других, которые уже с опытом, вскочил в кабину и взлетел. И в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов (а это было, напомню, в темное время суток), уничтожил свой первый самолет – немецкий бомбардировщик.

Когда Николай вернулся на аэродром, прибывший генерал якобы сказал – “За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде”.

Лётчик-истребитель старший лейтенант Николай Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге. Всего за время войны совершил 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях лично сбил 57 самолетов противника и 3 – в группе. Участник войны в Корее 1950-1953 гг.

Это был выдающийся летчик, показавший просто феноменальную эффективность, с которой не могли сравниться ни Покрышкин, ни Кожедуб, ни Речкалов, ни даже хваленый немецкий Хартман.

По подсчетам исследователей, у Ивана Кожедуба показатель эффективности составлял 0,5, у немца Эрика Хартмана – 0,4, а у Гулаева – 0,8.

Как и многие другие подростки того времени, выросшие на волне повального увлечения авиацией, после окончания школы-семилетки и школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), Николай пошел работать на завод, параллельно посещая авиаклуб.

Это ему пошло на пользу и после призыва в армию в 1938 году, Гулаева отправили учиться в Сталинградское летное училище, которое он окончил в 1940 году и по распределению попал в авиацию ПВО.

Первая звездочка на борту истребителя Гулаева появилась 3 августа 1942 года. Свой первый самолет он сбил в стиле своего дерзкого характера.

Гулаев, не имевший на тот момент допуска к совершению полетов в темное время суток, самовольно поднял свой истребитель в ночное небо, где сбил немецкий бомбардировщик Heinkel-111.

Рассказывают, что Николая к вылету подтолкнул механик, как сейчас говорят – “подколол”.

Когда была получена информация о немецких самолетах, в небо поднялись уже опытные летчики, а Гулаев остался на земле.

И тут механик якобы ему сказал :”А ты чего ждешь? Самолет готов, лети!”. Гулаев сразу завелся и решил доказать, что он – совсем не хуже других, которые уже с опытом, вскочил в кабину и взлетел. И в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов (а это было, напомню, в темное время суток), уничтожил свой первый самолет – немецкий бомбардировщик.

 

Когда Николай вернулся на аэродром, прибывший генерал якобы сказал – “За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде”.

Боевую работу на фронте прославленный ас закончил 12 августа 1944 года, когда его, несмотря на все протесты, отправили на учебу в академию. Вероятно, с учетом характера, можно представить, что Гулаев протестовал жестко, но все было безрезультатно.

Интересная подробность – Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боев, Покрышкину — 650 боевых вылетов и 156 воздушных боев.

Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боев.

Можно только представить, сколько бы еще Гулаев наколотил немецких самолетов, останься он на фронте еще 9 месяцев – до мая 1945 года.


Центральный музей
Военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1


Приёмная

+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник