«Черная смерть» или просто «чума» – так называли немцы наш штурмовик, ставший одной из самых больших напастей для вермахта.

Самый массовый в мире самолет (всего было построено 36145 машин), обладающий феноменальной живучестью и огневой мощью, Ил-2 прошел славный боевой путь до буквально выкованного в горниле войны, летающего на небольших высотах штурмовика, поражающего наземные цели всех типов. Как его конструкция, так и тактика применения со временем менялись, но неизменным оставалось лишь одно: ужас, который наводили Ил-2, появлявшиеся над немецкими позициями.
В январе 1938 года Сергей Владимирович Ильюшин обратился в правительство с предложением построить спроектированный им двухместный бронированный штурмовик, неуязвимый для пуль и осколков зенитных снарядов. Его инициатива была поддержана, и создание нового самолета началось. В результате госиспытаний, прошедших весной 1940 года, в первоначальный проект были внесены изменения. Самолет переделали в одноместный для обеспечения требуемой дальности полета, и Ил-2 встретил войну в одноместном варианте. Однако опыт боевых действий потребовал защитить заднюю полусферу, и к сентябрю 1942 года на самолет вернули кабину стрелка с пулеметом, и с тех пор ИЛ-2 выпускался в двухместном варианте.

Конструкция нового самолета поражала воображение. Для тех лет это был действительно прорывной самолет. Вокруг двухместной кабины-бронекапсулы, выдерживавшей попадание 7,62-миллиметровой пули с любой дистанции, строились органы управления, двигатель и оперение. Баки, бачки, основные жизненно важные узлы самолета также бронировались. Общая масса брони составляла 990 килограмм. Вооружение состояло из двух пушек калибра 23 мм, двух пулеметов калибра 7,62 мм и турельного пулемета калибра 12,7 мм, укрепленного в кабине стрелка. Бомбовая нагрузка: 400 - 600 кг и восемь реактивных снарядов на внешней подвеске. А когда на вооружение поступили ПТАБ – кумулятивные противотанковые авиабомбы калибром 1,5–2,5 килограммов, немцы были вынуждены отказаться от танковых атак плотным строем и увеличить дистанции в колоннах. Один штурмовик мог сбросить целый ворох таких бомб, повреждая сразу множество единиц техники.
Эта легендарная машина успешно выступила на всех ключевых театрах военных действий Великой Отечественной: от Сталинграда до Курской битвы стаи «илов» обрушивали с небес на армию врага всю мощь своих пулеметов, пушек, ракет и бомб.
В 1943-1945 годах на задания нередко отправлялись целые полки, насчитывающие по нескольку десятков «летающих танков». Этим обеспечивалось гарантированное уничтожение целей и успешное подавление зенитных средств. На немцев такие массированные удары производили ошеломляющее впечатление. Становясь в круг над целью, Илы раз за разом пикировали на нее, сначала сбрасывая бомбы, потом запуская ракеты, а потом щедро добавляя из пушек, пока скопления вражеских танков, артиллерийских орудий и автомашин не превращались в груды искореженного горящего металла.
879 летчиков штурмовой авиации за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 25 из них получили это высокое звание дважды.

 

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Центральный Музей военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино,
ул. Музейная, д.1

Приёмная
+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник