Як-1 - советский одномоторный самолёт, разработанный заводом № 115 под управлением Александра Сергеевича Яковлева.
Производился с 1940 по 1944 годы; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций.
На Як-1 вступил в войну полк «Нормандия-Неман». На этом истребителе воевал единственный женский 586-й истребительный авиаполк РККА.
На вооружение Як-1 была — одна 20-мм пушка ШВАК для стрельбы через ось редуктора двигателя и два крупнокалиберных пулемёта Березина. Пушка устанавливалась в развале мотора и стреляла через полый вал винта и втулку редуктора. Пулеметы устанавливались выше двигателя, по бокам фюзеляжа. Пулемет и пушка перезаряжались с помощью пневматического привода и вручную. Боекомплект пулемета состоял из бронебойно-зажигательных, разрывных, трассирующих и пристрелочных патронов.
А в 1941 году в ОКБ А.С. Яковлева было принято решение переделать двухместный учебно-тренировочный самолет Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель. Более прочная конструкция шасси оказалась лучше приспособленной для грунтовых прифронтовых аэродромов. А освободившийся объем фюзеляжа на месте задней кабины инструктора мог быть использован для размещения бензобака, бомб и другого оборудования. Им стал самолёт Як-7, на протяжении войны он (а затем и его потомок Як-9) выпускались параллельно с «основной линейкой».
Первые учебные Як-7 вооружались для тренировочных целей одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм. Боевые истребители получили второй пулемёт и 20 мм пушку ШВАК в развале цилиндров. Боезапас каждого пулемёта состояли из 750 патронов, пушка снаряжалась лентой на 120 снарядов.
Помимо стрелково-пушечного вооружения, истребитель мог нести 6 неуправляемых ракет РС-82. Поздние Як-7Б также могли нести две бомбы калибром до 100 кг.
Як-9 - третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой Отечественной войны.
Главным отличием Як-9 от Як-7 стало то, что продольные силовые балки его крыла – лонжероны и часть поперечных нервюр были сделаны из дюраля. Это позволило снизить вес и повысить летные данные машины, и со временем истребитель Як-9 стал одной из любимейших машин советских летчиков.
С 1942 по 1945 год самолёт активно применялся во всех операциях Великой Отечественной войны и на равных противостоял своему главному противнику — Bf 109.
Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, легким в управлении. Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в хвост Me-109F после первого же боевого разворота.
Як-9 являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов (с 1942 по 1945 годы - 14 579 самолётов).
Эффективность самолетов семейства «Як» подтверждают многочисленные боевые примеры успешных действий советских летчиков против самолетов «Люфтваффе».
Наиболее известным воздушным боем стал бой семи Як-1 из 296-го ИАП с 25 немецкими самолетами. Бой состоялся 9 марта 1942 года в районе Харькова. Советской группой командовал капитан Б.Н. Еремин. С ним летели капитан И. Запрягаев, лейтенанты А. Мартынов, М. Седов, В. Скотный, А. Соломатин и старший сержант Д. Король. Юго-восточнее Харькова на высоте 1700 метров они заметили семь Ju 87 и Ju 88, летевших в сопровождении 12 Bf 109E. Выше шло еще шесть Bf 109F.
Советские истребители атаковали немецкие бомбардировщики. Седов и Скотный сбили по одному Ju 88. Немцы начали облегчать самолеты, сбрасывая бомбы куда попало, тем временем в бой вступили «мессеры». Еремин и Соломатин сбили по одному Bf 109E прежде чем подлетели Bf 109F. Еще три «мессера» сбили Скотный, Мартынов и Король. Немцы начали уходить, и через 15 минут бой закончился.
В воздушных боях с немецкими истребителями самолет Як-9 показал свое полное превосходство. Он легко догонял FW-190A как в горизонтальном полете, так и наборе высоты и пикировании. Превосходство особенно проявлялось при ведении боя на вертикалях. Старший лейтенант Харченко в трех воздушных боях лично сбил четыре FW-190A. Лейтенант Петров в трех воздушных боях сбил пять самолетов противника. Лейтенант Капустин в бою один дрался против двух FW-190A и обоих сбил.
Самолет Як-9 вошел в историю авиации как один из самых скоростных и лучших истребителей советских Военно-воздушных сил.