ДБ-3 или ЦКБ-30 представлял собой дальний бомбардировщик, созданный в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина.
Свой первый полет бомбардировщик совершил летом 1935 года, управлял машиной известный летчик-испытатель В. К. Коккинаки. В 1936 году на самолете было установлено 5 мировых рекордов. До начала Великой Отечественной войны было развернуто массовое производство данной машины, а также шла доработка самолета и постройка опытных экземпляров, предназначенных для выполнения рекордных полетов. В дальнейшем были созданы новые модификации под более мощные двигатели и другой состав вооружения и оборудования – ДБ-3С, ДБ-3Т, ДБ-3М, ДБ-3Ф (Ил-4). Всего в СССР было выпущено 5 256 самолетов.
В июне 1938 года ЦКБ-30 «Москва», который был специально подготовлен к выполнению беспосадочный перелета по маршруту Москва – Спасск-Дальний, благополучно его произвел. Еще через год данная машина совершила беспосадочный перелет в Канаду.
Данный бомбардировщик успел принять участие в Зимней войне в Финляндии 1939-1940 годов, а также в Великой Отечественной войне и в боевых действиях против японских милитаристов в Манчжурии. Во всех этих конфликтах он являлся основным дальним бомбардировщиком Красной Армии. Помимо этого, он применялся в роли торпедоносцев, разведчиков, транспортных самолетов, буксировщиков планеров. Именно ДБ-3 и Ил-4 оказались наиболее массовыми бомбардировщиками СССР военного периода.
Одной из самых ярких страниц применения бомбардировщика ДБ-3 стало ночное бомбометание по Берлину в августе 1941 года.
27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС балтийского флота под командованием полковника Е.Н. Преображенского был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Учитывая дальность полета (около 900 км в одну сторону, 1765 км в обе стороны, из них над морем 1400 км) и мощную ПВО противника, успех операции был возможен лишь при выполнении нескольких условий: полет необходимо было осуществлять на большой высоте, возвращаться назад по прямому курсу и иметь на борту лишь одну бомбу весом 500 кг или две бомбы по 250 кг. 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота, загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками. Полет проходил над морем на высоте 7000 м. Температура за бортом достигала -35…-40 °С, из-за чего стекла кабин стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, летчикам пришлось все время пользоваться кислородными масками. Для соблюдения секретности на всем протяжении полета выход в радиоэфир был категорически запрещен.
Через три часа полета вышли к северной границе Германии. При полете над ее территорией самолеты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала.
В 1:30 8 августа пять самолетов осуществили сброс бомб на хорошо освещенный Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалета, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налета летчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Мое место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!» В 4 утра 8 августа, после семичасового полета, экипажи без потерь вернулись на аэродром.