Знаменательные даты

Знаменательные даты в истории авиации

13 августа 1941 года

Румыния являлась одним из активных союзников гитлеровской Германии, участвовавших в нападении на СССР. Поэтому одной из главных боевых задач ВВС ЧФ в начале войны являлась разрушение румынского Чернаводского моста (современное написание, в годы войны написание было – черноводский). Важное военно-стратегическое значение этого моста объяснялось следующими причинами. «Двухэтажный» (железнодорожный и автомобильный) мост, построенный в 1927 г., располагался в 60 км западнее Констанцы и являлся одним из крупнейших мостовых сооружений тогдашней Европы. Достаточно сказать, что общая длина его пролетов достигала 750 м, а высота моста в наивысшей точке – 75 м над уровнем реки. Через Чернаводский мост проходила ветка железнодорожного сообщения между основными центрами Румынии и всем румынским побережьем, а под нижним настилом моста был проложен трубопровод Плоешти – Констанца (три нитки, по одной из которых тек первосортный бензин, приводивший в движение танки вермахта, самолеты люфтваффе, а также итальянские торпедные катера).

Первые попытки уничтожить его предпринимались силами 63-й авиабригады ВВС ЧФ, которые оказались безрезультатными. Бомбардировщики СБ и ДБ-3 могли бомбить только с горизонтального полета, а такое бомбометание по узкой цели как мост было не эффективным. Кроме того, румыны и немцы хорошо его защищали авиацией и силами ПВО. Воздушное пространство над мостом было объявлено бесполетной зоной. Зенитчики получили категорический приказ открывать огонь по любому самолету, приближающемуся к мосту.

В 30-е годы в нашей стране проводились работы по составным самолетам так называемом «Звене-СПБ» – составном пикирующим бомбардировщике. Над проектом таких воздушных авианосцев работал Вахмистров В.С., поэтому был и другой термин «цирк Вахмистрова». Отработка этого проекта началась на самолете ТБ-1 в Монино в 1931 г. К концу 30-х годов проект был доработан и представлял собой следующее: под крылья бомбардировщика ТБ-3, подвешивались два И-16, которые в свою очередь несли по две авиабомбы ФАБ-250. ТБ-3 подойдя к району цели, отцеплял истребители и те в пологом пикировании сбрасывали бомбы на цель, после чего они возвращались на аэродром своим ходом. Однако перед войной проект был свернут и таких авиаматок в ВВС к началу войны не имелось.

Вскоре после начала войны, Вахмистров, работавший у Поликарпова на заводе № 51, предложил заместителю начальника ВВС ВМФ генерал-майору авиации Ф. Г. Коробкову использовать «звенья СПБ» в боевых действиях над морем. Генерал Коробков оценил его доводы и обратился за разрешением на применение СПБ к наркому ВМФ адмиралу Н. Г. Кузнецову, который 22 июля 1941 года одобрил предложение. Вахмистров был срочно откомандирован в 62-ю авиабригаду ВВС Черноморского флота. Он за пару дней сумел восстановить узлы подвески на трех ТБ-3 и шести И-16.

Эффективность «звена СПБ» решили проверить. 26 июля 1941 года две авиаматки направились для нанесения бомбового удара по румынскому порту Констанца. Боевой вылет был успешен. Два И-16 атаковали нефтегородок, другая пара плавучий док.

Для уничтожения Черноводского моста советское командование создала смешанную авиагруппу: пять ДБ-3Ф, шесть Пе-2 и три звена СПБ.

Ранним утром 10 августа три тяжелых бомбардировщика с подвешенными под крыльями И-16 вылетели с аэродрома Евпатория и направились к устью Дуная. Головной ТБ-3 пилотировал старший лейтенант С. Гаврилов, в кабинах истребителей находились капитан А. Шубиков и лейтенант Б. Литвинчук. Второе звено – командир авиаматки майор Е. Разенко, в «ишаках» – старший лейтенант Б. Филимонов и лейтенант И. Каспаров. Третье звено из-за неисправности самолета ТБ-3 вернулось на свой аэродром, не выполнив задания. В 5 ч 10 мин на траверзе Георгиевского гирла в 15 км от берега под крылом носителей поочередно зажглись желтые и зеленые лампочки световой сигнализации, что означало: «приготовиться», «отцепка». Четыре истребителя отделились от тяжелых бомбардировщиков и со снижением направились к цели.

Первыми на цель вышли ДБ-3Ф, но ни одна из сброшенных ими ФАБ-500 в мост не попала. В 5 ч 35 мин настала очередь И-16. Они атаковали поочередно, пикируя с высоты от 1800 до 300 м, и не обращали внимания на огонь зениток. Каждый сбросил по две ФАБ-250, взрыватели которых устанавливались на 0,1-секундное замедление. Взрывы происходили столь близко, что все самолеты «поймали» осколки собственных бомб. Фотоконтроль результатов показал, что мост действительно получил повреждения, возник пожар, но румыны быстро сумели его ликвидировать. Поэтому налет решили повторить.

13 августа 1941 г. с Евпатории в 3 часа 30 минут взлетели «звенья СПБ», теперь командование отправило на задание только их. В 5 часов 40 минут в 15 км от берега расцепка самолетов, через 10 минут И-16 попарно спикировали на цель с высоты 1800 м. На этот раз удар был более метким. Летчики отметили пять прямых попаданий бомбами ФАБ-250 в мост и один взрыв в 30–40 м от него. По контрольным фотоснимкам выяснилось, что в результате бомбометания была полностью разрушена одна ферма моста и вновь перебит нефтепровод. Все самолеты вернулись без потерь, хотя истребителей ожесточенно обстреливала румынско-немецкая зенитная артиллерия. Мост вышел из строя надолго.

В этот же день указом Президиума Верховного Совета СССР капитан Шубиков был награжден орденом Ленина, а лейтенанты Литвинчук и Самарцев — орденами Красного Знамени.

Истребители И-16 можно увидеть в Центральном музее ВВС. Также в музее скоро можно будет увидеть отдельные детали бомбардировщика ТБ-3РН.


Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Центральный Музей военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино,
ул. Музейная, д.1

Приёмная
+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник