Самолёт БИ-1 (Березняк и Исаев) - экспериментальный, первый истребитель-перехватчик с ЖРД - жидкостно-реактивным (ракетным) двигателем.
Самолёт имел необычно малые размеры: размах крыла 6,48 м, длину 6,4 м и площадь крыла всего 7,0 кв.м.
Конструкторы самолёта БИ - инженеры Александр Яковлевич Березняк и Алексей Михайлович Исаев сотрудники ОКБ В.Ф. Болховитинова.
Ранней весной 1941 г. они по своей инициативе начали разработку эскизного проекта истребители нового типа с ЖРД, обещавшего скоростью 800 км/ч и более.
Письмо с предложением по перспективной разработке было направлено в Кремль и вскоре было одобрено и принято. Причём срок исполнения приказа НКАП был установлен в 35 дней вместо трёх месяцев, как просили А.Я. Березняк и А.М. Исаев. Самолёт строили почти без детальных рабочих чертежей, вычерчивая в натуру прямо на фанере по плазам. Из-за спешки общий уровень конструктивного исполнения был весьма средним.
После продувок в натурной трубе ЦАГИ были начаты аэродромные пробежки и подлёты. Испытатели сталкивались с трудностями связанными с использованием в компонентах топлива азотной кислоты, разъедавший баки и проводку. Требовался ряд мер по технике безопасности из-за вредности для человека даже паров азотной кислоты. Были случаи ожогов.
Самолёт без двигателя испытывал Борис Николаевич Кудрин. В 15 полётах были сняты все характеристики. После перебазирование производства на Урал в октябре 1941 года на самолёт с установленным на нём двигателем был назначен лётчик испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. После полной наладки силовой установки и других доработок удалось приступить к полётам с двигателем. 15 мая 1942г. капитан Бахчиванджи (известный фронтовой лётчик уже до войны работавший испытателем) выполнил первый полёт на БИ-1. Была достигнута максимальная скорость 800 км/ч.
Полёт на БИ-1 был труден не только от непривычки. Сесть на нём можно было только после выработки горючего, неприятно было соседство с азотной кислотой под большим давлением, иногда прорывавшейся наружу через стыки проводки. Такие повреждения приходилось всё время устранять, что сильно задерживало полёты, продолжавшиеся всю зиму 1942-1943 гг. В ходе их погиб Г.Я Бахчиванджи, когда самолёт с горизонтального полёта перешёл в пикирование из которого не смог выйти. Позже выяснилось, что виной было прямое (нестреловидное) крыло, которое при скоростях около 900 км/ч затягивает самолёт в пикирование.
Немного позже была построена войсковая серия из восьми самолётов (с индексом БИ-2).
Вскоре стало ясно, что самолёт БИ не может быть принят на вооружение из-за чрезмерно малой продолжительности полёта, которая не покрывалась значительным преимуществом в скорости. Но в ходе работы над проектом был получен богатый опыт, позже сыгравший значительную роль в дальнейшем.