Знаменательные даты

Знаменательные даты в истории авиации

Имя его известно, пожалуй, всем, кто интересуется историей авиации. И не очень известно общей массе. Немудрено, потому что самолеты Бартини не получили такого распространения, как Туполева, Яковлева или Ильюшина. Но идеи…

Окончив офицерскую школу в 1916 году, Бартини попал на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва был пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав и попал в лагерь под Хабаровском. Там его очаровали революционные идеи и, вернувшись на родину, он отказался дальше жить в доме отца и пользоваться его привилегиями.
Он работал разнорабочим, разметчиком, шофёром, параллельно сдал в течение двух лет экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получил диплом авиационного инженера, а в 1921 году вступил в компартию Италии.
Когда умер отец, Роберто получил в наследство дом в Риме и 10 миллионов долларов и тут же передал всё это международной организации помощи борцам революции.
После фашистского переворота в 1922 году жизнь Бартини оказалась под угрозой и товарищи по партии помогли ему перебраться в молодую советскую страну. Доставкой «красного барона» в СССР занимались агенты Коминтерна. Его путь пролёг из Италии через Швейцарию, Германию и Польшу в Петроград, а оттуда в Москву.

В России из барона Роберто Ороса ди Бартини он превратился в авиационного конструктора Роберта Людвиговича. И даже в анкетах в графе национальность писал -"русский".

Мало кто знает, что не было бы у булгаковского Воланда ни акцента, ни лихо заломленного на ухо серого берета, ни чёрных бровей, если бы летом 1925 года в Коктебеле, в доме Волошина, Михаил Булгаков не встретился с авиаконструктором Роберто Бартини.
Действительно, многие писавшие о Бартини отмечали, что при всей своей гениальности он катастрофически был неудачлив в вопросах доведения проекта до серийного выпуска. И многие конструкторы использовали разработки Бартини в своих проектах.

МБР-2 (морской ближний разведчик), фактически, единственный гидросамолет, точнее, летающая лодка, в ВВС РККА в Великую Отечественную. Построен в 1932 году ОКБ Бериева. А МБР-1? Или просто МБР. Представлен Бартини в 1930 году.

ДАР, дальний арктический разведчик, уникальная для 1935 года машина. Взлетал с любой поверхности, будь то снег, лед, вода. Именно на нем Бартини впервые применил метод, который сегодня именуется «эффектом Бартини».

«Эффект Бартини» — явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта за счёт компоновки двух моторов тандемом либо тандемной связки винтов.

А не имевший аналогов проект ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия, модификация: экранолёт 14М1П) — экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец) .Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки.
Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно построить в те годы. Впрочем, остались свидетельства, что одна из его невероятных задумок была воплощена в 1935 году — на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.
По словам очевидцев, после того, как заработал мотор, самолёт задрожал и... исчез.

Всего за свою жизнь Бартини создал 60 проектов самолётов, из которых в серийный выпуск пошёл только один и ещё четыре конструкции были построены в качестве опытных образцов.
Интересно, что конструирование самолётов Бартини считал всего лишь ремеслом, а делом своей жизни — теоретическую физику. Мы обходимся четырьмя измерениями, но во вселенной Бартини их было шесть – три измерения пространства и три – времени. Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини».

Роберто Бартини считал, что изменяя пространство, можно изменить и время — и наоборот.

"Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает, когда мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом."
Роберто Бартини

А может быть Бартини был человеком из будущего?
Обладая даром предвидения, о своей смерти он тоже знал заранее. Накануне Бартини написал завещание, в котором просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года.
Он умер за письменным столом.

В Центральном музее ВВС в Монино на открытой стоянке стоит самолет ВВА-14, конструктора Бартини.

 


Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Центральный Музей военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино,
ул. Музейная, д.1

Приёмная
+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник