20 августа 2022 года в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2022» состоялся I Международный антифашистский конгресс.
В ходе него Центральный музей ВВС организует проведение круглого стола на тему «Персидский коридор». 80 лет Южной воздушной трассе ленд-лиза. Ленд-лиз в современных условиях». Мероприятие пройдет на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот» (павильон D, зал награждений, 14.30-17.30). Тема круглого стола крайне актуальна в наши дни. 9 мая 2022 г. США приняли Закон «о ленд-лизе в защиту демократии на Украине». И это в то время, как на Украине российские войска, начиная с 24 февраля с.г., проводят специальную военную операцию по денацификации и демилитаризации этой страны. То есть вооружённым путём искореняют силы неонацизма и бандеровщины, возродившиеся на Украине под покровительством Запада во главе с США и поднимающих голову в государствах Западной Европы. Но парадокс нынешней ситуации состоит в том, что Закон о ленд-лизе впервые появился на свет 80 лет назад и был направлен ровно против сил фашизма, которые тогда угрожали США, Великобритании и нашей стране, Советскому Союзу. В то время эти силы возглавляла фашистская Германия, стремившаяся к мировому господству. Закон о ленд-лизе никогда не был актом бескорыстной помощи, а выступал инструментом обеспечения безопасности самих Соединённых Штатов путём извлечения в ходе его реализации политических, территориальных и финансовых выгод. За счёт реализации программы ленд-лиза в годы Второй мировой войны общая прибыль американских корпораций составила более 123 млрд. долларов, а совокупный общественный продукт США возрос на 80,3 млрд. долларов. Теперь история сделала зигзаг. И американский Закон направлен остриём против России, как правопреемницы СССР. И это делают те самые прагматичные Соединённые Штаты, которые сами стремятся к единоличному мировому господству, к однополярному миру, обогащаясь и уничтожая прямых конкурентов на своём пути. Этот исторический урок мы обязаны помнить. Помимо обсуждения этих проблем, на круглом столе музей представит уникальную выставку, в материалах которой впервые будет подробно показана история так называемого Персидского коридора, по которому в 1942-1945 гг. в СССР по ленд-лизу из Ирана и Ирака воздушными, железнодорожными, автомобильными и морскими путями поставлялись военная техника, вооружение, оборудование, включая боевые самолёты, и огромный объём грузов промышленного и сельскохозяйственного назначения (23,8% всех грузов, адресованных СССР). Только военной техники и вооружения через Южный коридор на советско-германский фронт поступило 511 000 тонн грузов, в том числе перегнано 6204 боевых самолёта 11 типов (свыше 30% от всех авиационных поставок союзников). Большая часть из этих истребителей и бомбардировщиков приняла участие в боевых действиях и внесла заметный вклад в Великую Победу. Некоторые из таких самолётов (В-25 «Митчелл», А-20 «Бостон», Р-63 «Кингкобра») представлены в экспозиции ЦМ ВВС. Непосредственно на выставке музей впервые покажет макет кабины бомбардировщика А-20 «Бостон» Героя Советского Союза гвардии майора Никиты Крапивы, личные вещи и архивные документы лётчиков, перегонявших самолёты по Южной воздушной трассе и воевавших на них. Среди них форма и предметы, принадлежавшие лучшему советскому асу, трижды Герою Советского Союза, маршалу Александру Покрышкину, рабочая карта командира авиагруппы особого назначения ВВС ВМФ генерал-майора авиации Максима Чибисова, форма, награды и знаки отличия союзных пилотов и т.д. Персидский коридор сыграл в годы войны значительную роль и в укреплении взаимодействия СССР со странами этого региона, включая современные Исламскую Республику Иран, Республику Ирак, Республику Индия и Азербайджанскую Республику. Об этих страницах истории также будет впервые рассказано на круглом столе и в материалах выставки. И, наконец, на круглом столе и выставке впервые будет поднят вопрос об увековечении памяти советских военнослужащих, погибших, умерших от ран и болезней на территориях Ирана, Ирака и Азербайджана. У сотрудники музея, подготовивших данные мероприятия, есть полная уверенность в том, что они привлекут к себе серьёзное внимание не только со стороны их участников, но и массовых посетителей Международного военно-технического форума «Армия-2022».
Материалы мероприятия
Зарубецкий А.М. Вступительное слово
Золотарёв В.А. «ЗАКОН США О ЛЕНД-ЛИЗЕ (1941 Г.), КАК ФОРМА ИНВЕСТИЦИЙ В БЕЗОПАСНОСТЬ АМЕРИКИ И СИСТЕМА ОБОГАЩЕНИЯ ЕЁ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»
Почтарёв А.Н. «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОСТАВОК ПО ЛЕНД-ЛИЗУ СТРАН-СОЮЗНИЦ ПО АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ В СССР ЧЕРЕЗ ИРАК-ИРАН ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В 1942-1945 ГГ.»
Кнутов Ю.А. «ЛЕНД-ЛИЗ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ФАШИЗМОМ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И СРЕДСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ НАЦИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ»
Антонюк О.А. «ЗАКОН О ЛЕНД-ЛИЗЕ, КАК СРЕДСТВО ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ОБОГАЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ МОНОПОЛИЙ США»
Оришев А.Б. «ОПЕРАЦИЯ АНГЛИЙСКИХ И СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ИРАНЕ «СОГЛАСИЕ». АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ 1941 г.»
Сажин В.И. «ИРАН, КАК ЭПИЦЕНТР БОРЬБЫ СТРАН-СОЮЗНИЦ ПО АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ ПРОТИВ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ»
Филиппов В.В. «ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРАССЫ АВИАЦИОННОГО ЛЕНД-ЛИЗА»
Хмельков И.Ф. «САМОЛЁТЫ ЛЕНД-ЛИЗА, ПЕРЕГОНЯВШИЕСЯ ПО ЮЖНОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРАССЕ В 1942-1945 ГГ.»
ВИДЕО «Персидский коридор». 80 лет Южной воздушной трассе