22 января 2025 года в Центральном музее Военно-воздушных сил открылась новая выставка «80 лет последнего тарана в Великой Отечественной войне»
1418 дней и ночей длилась эта невиданная по размаху и ожесточённости битва, потребовавшая от советского народа и его Вооружённых Сил титанических усилий, беспримерного героизма и несгибаемой воли к победе. Вместе с другими видами Вооружённых Сил достойный вклад в достижение победы внесли Военно-воздушные Силы, которые разгромили хвалёную немецкую авиацию и обеспечили свободу действий для Красной Армии.
Советские лётчики в этой войне широко применяли такой боевой тактический приём как воздушный таран. В первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 - 18 ноября 1942 ) на подступах к Москве таранными ударами уничтожено 33 самолёта противника. Авиаторы Ленинградского фронта 44 раза применяли воздушные тараны. В небе Сталинграда зафиксирован 41 таран.
Таран с первых часов был взят советскими авиаторами в арсенал средств воздушной борьбы. По разным оценкам, 22 июня 1941 года от 15 до 20 советских лётчиков применили в боях с пилотами люфтваффе воздушный таран. Установить со всей точностью, кто совершил первый таран – просто невозможно. Эти имена: Иван Иванов и Дмитрий Кокорев, Леонид Бутелин и Пётр Рябцев – лётчики, прикрывшие небо Родины в грозный час войны отныне и навсегда вписаны в боевую историю нашей авиации.
Последний ("огненный") таран в истории Великой Отечественной войны совершили гвардии младший лейтенант Николай Гурин и гвардии сержант Павел Арбузов из состава 58-го гвардейского Донского Краснознаменного ордена Суворова штурмового авиационного полка, при штурмовке железнодорожной станции Мацишевице (Польша), направив свой горящий Ил-2 на железнодорожный эшелон противника.