1 июня в Центральном музее Военно-воздушных сил открылась новая выставка «90 лет со дня создания Пермского мотостроительного завода №19 им. Я. М. Свердлова (АО «ОДК-Пермские моторы»)»
АО «ОДК-Пермские моторы» - ныне один из лидеров авиационного и промышленного двигателестроения в России, серийный производитель двигателей для военной и гражданской авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и газотранспортной отрасли. Предприятие входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха.
Строительство Пермского моторостроительного завода началось 15 июня 1930 г. по проекту Гипроцветмета, как самое крупное в стране производство авиамоторов. Уже 1 июня 1932 г. на заводе стали осваивать технологию производства авиационных моторов M-25 (R-1820 «Циклон»), выпускавшихся по лицензии американской фирмы «Кёртис Райт». 5 ноября 1932 г. первые цеха вошли в эксплуатацию, a 1 июня 1934 г. был налажен серийный выпуск продукции.
21 ноября 1935 на самолёте И-15 с пермским мотором M-25A лётчик-испытатель В. К. Коккинаки успешно выступил на Миланской авиационной выставке (Италия). А 16 декабря того же года заводу было присвоено имя И. В. Сталина.
Значимость и важность работы пермских моторостроителей в декабре 1936 г. была отмечена первой наградой. «За высокое качество мотора M-25 и досрочное выполнение государственных программ» завод наградили орденом Ленина.
В 1934 г. главным конструктором завода Nº19 был назначен Аркадий Дмитриевич Швецов - один из создателей поршневых двигателей (ПД). Ещё до этого назначения он стал широко известен, благодаря созданию первого советского ПД М-11. Этот мотор устанавливался на самолётах У-2, УТ-1, УТ-2, Ш-2, АИР-6, Як-12, Як-18 и на многих других.
После переезда из Москвы в Пермь конструктор сразу приступил внедрению лицензионного «Циклон», американского авиадвигателя Созданный на его основе ПД М-25 устанавливался на истребителях И-15 и И-16, которые хорошо проявили себя в боях в Испании (1936-1939), в Китае (1937), у оз. Хасан (1938), в Монголии на р. Халхин-Гол (1939) и в советско-финляндской войне (1939-1940), как одни из лучших истребителей своего времени. Только через Гражданскую войну в Испании прошли 368 самолётов И-15 и более 400 самолётов И-16. На них впервые с немецкими, итальянскими и испанскими фашистами дрались советские лётчики и пилоты-республиканцы.
Всего с 1934 по 1942 г. на двух заводах: на Nº19 (г. Пермь) и Nº27 (г. Казань) было построено более 13800 двигателей M-25 всех модификаций. Не случайно, на основании постановления ВЦиК СССР от 28 декабря 1936 г. завод Nº 19 им. И. В. Сталина был награждён орденом Ленина. Кроме этого, орденов и медалей удостоились 36 работников завода.