(23.12.1919 г.р.)
Герой Советского Союза
В посадке кедра участвовали:
Ианьес-Бланко Елена Анхельевна, Несговорова Светлана
Советский военный лётчик и военачальник, Герой Советского Союза
Родился 23 декабря 1919 года в Днепропетровске. Отец – Решетников Василий Павлович (1875 – 1965). Мать- Прасковья Васильевна (1895 – 1986).
Семья Решетниковых – потомственные художники: прадед – мастер живописи, дед – иконописец, отец – художник, дядя – академик Федор Решетников – автор знаменитых полотен “Прибыл на каникулы”, “Опять двойка”. В этом ряду судьба Василия Решетникова стоит особняком.
Окончив среднюю школу, в 1936 году по спецнабору комсомола был зачислен курсантом 11-й Ворошиловградской школы военных летчиков. Окончив ее в звании младшего лейтенанта, в 1938 году получил назначение в Орел в 45-й скоростной бомбардировочный полк. Оттуда вскоре переведен в Воронеж в 164-й полк 1-й резервной бригады. Там освоил самолет ДБ-3 и был оставлен инструктором. В конце 1941 года по настоятельным просьбам он становится летчиком 751-го ночного дальнебомбардировочного полка. Вначале участвовал лишь в дневных боевых вылетах на самолете Ил-4. Но вскоре, убедившись в его отличном пилотировании, командование допустило его к ночным полетам. 28 февраля 1942 года в лунную ночь после мощного удара по аэродрому Орша, откуда фашисты совершали налеты на Москву, самолет Решетникова был атакован вражеским истребителем Ме-110. В том бою «мессер» хотя и был сбит, но успел наделать много бед: смертельно ранил штурмана, разнес в клочья приборную доску, повредил левый мотор, управление рулем высоты, продырявил баки. До своей территории Решетников все-таки дотянул (около 350 километров). Но самолет высоту потерял. Выбросив на парашютах стрелков, летчик, не выпуская шасси, приземлился на заснеженное поле.
Спустя некоторое время 751-й авиаполк наносил бомбовый удар по врагу в районе Днепропетровска. Зенитный снаряд попал в правый мотор. Самолет Решетникова загорелся, но с боевого курса не сошел, пока не были прицельно сброшены бомбы на железнодорожный узел. Огонь удалось сбить и дотянуть до своего аэродрома.
В том же 1942 году Василий Решетников в многочасовых ночных полетах без второго пилота, без автопилота и подогрева кабины участвует в бомбежке Берлина, Данцига, Кенигсберга, Штеттина, Будапешта и других районов дислокации фашистских войск и боевой техники. Он вносит и свой личный вклад в успех Сталинградской битвы, совершая для бомбежки вражеских позиций, как и другие летчики, по 3 – 4 боевых вылета в сутки. Во время Курской битвы он снова непременный участник мощных ударов по противнику.
К лету 1944 года В.В. Решетников первым в своем авиакорпусе совершил 300 боевых вылетов. Несмотря на строгий запрет командующего авиацией дальнего действия на дополнительные боевые полеты (война идет к концу, надо беречь молодые профессиональные кадры), Решетникову удалось получить разрешение сделать еще 7 вылетов, в том числе во время Берлинской операции. При попытке пробиться к Кенигсбергу самолеты попали в мощные грозовые облака и стали разрушаться. Василию Васильевичу и его экипажу пришлось прыгать с парашютом, потом долго пробираться к своим по вражеской территории.
Войну Василий Васильевич закончил в звании подполковника. В 1946 году он назначен командиром родного фронтового 19-го гвардейского Краснознаменного Рославльско-Катовицкого дальнебомбардировочного авиационного полка. Спустя 8 лет направляется на учебу в Военную академию Генерального штаба. По ее окончании он вначале был назначен заместителем, а позднее – командиром 106-й дивизии стратегических бомбардировщиков Ту-95.
В.В. Решетников застал удивительное время в истории отечественной военной авиации. Вместе со своими полками Василий Васильевич облетал всю страну, Ледовитый океан, акватории Тихого океана. В 1959 году на Ту-95 он установил мировой рекорд дальности полета – 17 тысяч 150 километров, пробыв в воздухе 21 час 15 минут. Летом 1961 года становится командиром 2-го отдельного тяжело-бомбардировочного корпуса. Осенью 1968 года становится заместителем, а с января 1969 года – командующим дальней авиацией ВВС СССР, одновременно являясь заместителем Главкома ВВС. Занимая эту должность почти 6 лет, В.В. Решетников внес существенный вклад в освоение и совершенствование самолетов дальней авиации, в том числе и самолета Ту-22. С 1980 по 1986 годы — заместитель Главнокомандующего Военно-воздушных сил СССР.
В 1986 году, прослужив 50 лет, генерал-полковник авиации В.В. Решетников ушел на заслуженный отдых. Он увлекся литературным трудом, к которому всегда питал неподдельный, живой интерес. Им написаны 8 книг: 3 августа 2004 года (в возрасте 85 лет) во время авиационной выставки, которая разместила свои уникальные экспонаты на подмосковном аэродроме Монино, генерал-полковник авиации в отставке В.В.Решетников, в составе экипажа, поднял в воздух бомбардировщик Б-25 «Митчел»- самый массовый американский бомбардировщик Второй мировой войны, поступавший в СССР по Ленд-лизу, на котором он летал на боевые задания в военные годы.
Его именем назван один из стратегических бомбардировщиков ВВС России Ту-160.