(14.02.1915 – 17.10.1988)
Герой Советского Союза
В посадке кедра участвовали:
Наржимский Александр Владимирович, Покровская Анна Александровна.
Владимир Наржимский родился 14 Февраля 1915 года в деревне Тимковичи, ныне Копыльского района Минской области, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы, работал на Московском механическом заводе. Был инструктором в Московском аэроклубе Метростроя.
В 1935 году окончил Ульяновскую лётно – техническую школу. В 1936 – 1938 годах и с 1940 года – проходил службу в Военно-Морском Флоте.
В 1941 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, сражался в составе 32-го истребительного авиационного полка. Участвовал в обороне Кавказа, Крыма, освобождения Румынии, Болгарии, Австрии. Прикрывал военно-морские базы Керчь, Туапсе, Новороссийск. Особенно отличился в период боёв за Новороссийск и Таманский полуостров, где являлся старшим группы истребителей прикрытия.
Следует отметить, что налёты вражеской авиации на Новороссийск начались значительно раньше битвы за Кавказ. Так, уже в апреле 1942 года в воздушных боях лётчики 7-го истребительного авиаполка (командир подполковник А. З. Душин) совершили много героических подвигов, в том числе – 3 воздушных тарана.
Пилоты же 32-го истребительного авиаполка, только в июле – августе, базируясь на аэродроме Лазаревское, сбили в воздушных боях 60 самолётов противника. Командиры звеньев 2-й эскадрильи этого полка старший лейтенант В. А. Наржимский и Лейтенант Д. А. Стариков только за несколько августовских дней лично сбили по 5 самолётов и по 3 в паре.
В боевой деятельности Наржимского был даже такой случай, когда ему сдался в плен целый эскадрон румынской кавалерии. Дело было так. Возвращаясь с боевого задания со своим ведомым, Наржимский увидел скачущую по дороге конницу. Боезапас был не полностью израсходован. А раз есть цель, значит, следует пустить его в дело. В атаку! Но румыны быстро смекнули, чем это пахнет, и подняли руки к небу. Лётчикам ничего не оставалось, как показать направление к ближайшей советской части…
Август 1942 года, когда немецкая авиация беспрерывно совершала налёты на наши корабли, базы и приморские города, стал наиболее тяжёлым периодом в боевой деятельности Владимира Наржимского, но и наиболее результативным. Только за 2 недели этого месяца Наржимский сбил 9 немецких бомбардировщиков. А звено, которым он тогда командовал, за 45 дней уничтожило 25 машин противника, не потеряв ни одной своей. В очередной сводке Советского Информбюро (от 22 августа 1942 года), там, где сообщалось о боях на южном участке фронта, сообщалось:
«Активно действует наша авиация. Лётчики Н-ской части за 5 дней сбили 34 немецких самолёта. Лейтенант Владимир Наржимский в течение одного дня сбил три немецких бомбардировщика…»
В октябре – ноябре 1942 года разыгрались ожесточённые бои на подступах к Туапсе. Черноморские лётчики оказали большую поддержку нашим сухопутным войскам, оборонявшим город. В воздушных боях особенно отличились лётчики 32-го истребительного авиаполка. Только за 2 недели боёв они сбили 50 вражеских самолётов.
Лейтенант Владимир Наржимский за 2 дня уничтожил 6 вражеских самолётов, Лейтенант Дмитрий Зюзин в одном бою сбил 2 бомбардировщика, а Константин Егоров за один день сбил 4 самолёта противника.
22 сентября 1943 года эскадрилья Пе-2 40-го авиационного полка под прикрытием 12 истребителей 11-го Гвардейского истребительного авиаполка вылетела на бомбовой удар по плавсредствам в порту Тамань. Девятку пикировщиков вёл командир эскадрильи капитан А. К. Кондрашин, группу истребителей – командир 11-го полка подполковник И. С. Любимов. Истребители рассредоточились по высоте в группах непосредственного прикрытия и ударной; группы возглавляли прославленные мастера воздушного боя Дмитрий Стариков, Владимир Снесарёв, Владимир Наржимский.
При подходе пикировщиков к цели группа была встречена четвёркой Me-109. За ними вдали «паслась» группа FW-190. Пара «Мессеров» пошла в атаку на левое звено Пе-2. Снесарёв кинулся на выручку, открыл заградительный огонь. «Мессеры» отвернули. Им на смену пришла вторая пара. Снесарёв спикировал на ведущего, ударил из пушки. «Мессершмитт» вспыхнул и завертелся, падая…
Яростно забили зенитки противника. Комэск Кондрашин перевёл машину в почти отвесное пикирование, вслед ему заскользили его боевые друзья. Удар был разящим. В порту полыхнули взрывы: часть барж была нагружена горючим. Один из пикировщиков получил повреждения, к нему устремилась пара «Фоккеров». Навстречу – Любимов и Наржимский. Первым успел Любимов. Сблизившись с ведущим до предела, ударил из всего бортового оружия. «Фоккер» взорвался. Наржимский круто взмыл вверх, нацелился и тремя очередями зажёг второй.
Появилось ещё четыре FW-190. Бросились на тот же подбитый Пе-2, он уже снизился до 500 метров. Стариков и Тащиев бросили машины в пике. Перехватили атаку врага в самый последний момент. Меткой пушечной очередью с ходу Дмитрий буквально развалил один из «Фоккеров». Итогом этого боя было 3 сбитых FW-190 и один Me-109. Все наши пикировщики и истребители благополучно вернулись на свой аэродром…
23 сентября 1943 года Советское информбюро передало:
«Авиация Черноморского флота атаковала в районе Керченского пролива и порта Керчь транспортные средства противника и уничтожила 10 быстроходных десантных барж и 3 сторожевых катера противника»
Маршрут прошли, не встретив противодействия. Вблизи района цели появились 4 Me-109, но в бой не вступили, ушли в сторону Азовского моря. Внизу то справа, то слева виднелись дымы пожаров: наши войска вели бой в районе лимана Кизилташского. В небе повисли серые шапки разрывов. Их становилось всё больше и больше. Осколки достигали самолётов, однако никто не нарушал строй.
Показался порт. Он был забит судами. «Петляковы» начали работать… Бомбы разорвались на баржах и между ними. Когда вся группа развернулась на обратный курс, замыкающий доложил: порт объят огнём. Горели и взрывались суда, цистерны с бензином на берегу, склады с боеприпасами…
Появились вражеские истребители. Один из Ме-110 устремился к замыкающей строй «Пешке». Пётр Краснов атаковал «Стодесятый» и сбил с дистанции 100 метров (к концу войны на его счету будет 8 немецких самолётов сбитых лично и 7 – в группе с товарищами).
В районе Курчанского лимана Владимир Наржимский, догонявший основную группу после воздушного боя, был атакован двумя Me-109. В завязавшемся бою, он сбил одного из них, второй поспешил ретироваться в сторону Темрюка…
К августу 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. А. Наржимский совершил 339 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 самолётов противника и 5 в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 Марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко – фашистскими захватчиками Гвардии капитану Владимиру Александровичу Наржимскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Войну закончил на Дальнем востоке, участвуя в боевых действиях против японских милитаристов.
Всего совершил 427 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 18 самолётов противника (13 лично и 5 – в группе).
После войны Владимир Александрович продолжил службу в частях авиации ВМФ.
В 1951 году окончил Военно – Воздушную академию, а с 1958 года работал в ней же преподавателем.
С 1960 года – заместитель начальника Центрального аэроклуба СССР, с 1962 года – старший преподаватель Военно-политической академии. Кандидат военных наук, доцент. С 1970 года Гвардии полковник В. А. Наржимский – в отставке. Жил в Москве. Работал в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, на кафедре военно – патриотического воспитания.
Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды.
Скончался 17 октября 1988 года, похоронен на Николо-Архангельском кладбище Москвы.
В честь Наржимского установлен его бюст в Севастополе
В посадке именного кедра № 41 на аллее Героев-авиаторов Центрального музея ВВС участвовали: Наржимский Александр Владимирович, Покровская Анна Александровна.