Музейная деятельность

Новости, анонсы, события

(16.08.1920 - 26.12.1976)

Дважды Герой Советского Союза

В посадке кедра  участвовал:

Найденов Иван Николаевич

Заслуженный военный летчик СССР, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза. Участник Великой Отечественной войны. Летчик-штурмовик. Сражался на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, в освобождении Донбасса, Южной Украины, Крыма, Белоруссии и Литвы, в Восточно-Прусской операции и штурме Кенигсберга. За время войны совершил 214 боевых вылетов на самолете Ил-2. В послевоенное время командовал авиацией Белорусского военного округа.

Родился 16 августа 1920 года в селе Новопокровка Урицкого района Кустанайской области в семье крестьянина.  Украинец. В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1940  году – Уральский учительский институт и аэроклуб в городе Уральск.

В Советской армии с августа 1940 года. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков в г. Чкалов. С августа 1942 г. на фронте. Воевал до окончания войны в составе 505-го (с марта 1943 г. – 75-го гвардейского) штурмового авиационного полка в качестве лётчика, старшего лётчика, штурмана и командира авиаэскадрильи, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.

К апрелю 1944 года совершил 109 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Беде Леониду Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За последующие 105 боевых вылетов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Беда Леонид Игнатьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Каждый полет его был связан с огромным риском быть сбитым и проявлением высокого летного мастерства. В одной из атак с пикирования танковой колонны немцев прямым попаданием зенитного снаряда в кабину он был тяжело ранен. «Как меня слышишь, отвечай! Держать высоту! Высоту держать, говорю!!!», – привел его в чувство голос ведущего. С трудом выровнял машину и взял курс на свой аэродром. Самолет плохо слушался рулей, а тут еще кровь заливала лицо, почти не действовала левая рука. Изнемогая от боли, Беда долетел до своего аэродрома, посадил машину на фюзеляж, так как шасси самолета отвалились и упали на землю еще при их выпуске. Оказалось, что все узлы крепления стоек шасси к фюзеляжу были перебиты фашистскими пулями и снарядами. После посадки даже видавшие виды техники не могли скрыть своего удивления: «Не понимаем, как можно было держаться на таком самолете в воздухе?!». В госпитале Леонид Беда долго не задержался, вскоре он стал ведущим пары штурмовиков Ил-2 и часто получал одну из самых ответственных и опасных задач — выполнение разведывательных полетов в расположение фашистских войск. Из другого полета он вернулся на аэродром с более чем 350 пробоинами в корпусе своего самолета.

Леонид Беда за успешное выполнение боевых задач в Сталинградской битве был награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. В этот же период он был назначен командиром авиаэскадрильи. И командовал ею он так, что уже в 1944-му году все его летчики стали Героями Советского Союза. Некоторые его бывшие ведомые стали командирами соседних эскадрилий и к концу войны дважды Героями Советского Союза.

При освобождении Донбасса в полете его шестерка Ил-2 в воздушном бою с 54 Ю-87 одержала победу. Бой длился чуть меньше 20 минут. Штурмовики вернулись на свой аэродром без потерь, гитлеровцы потеряли в этом бою пять самолетов и еще три были сильно повреждены метким огнем штурмовиков.

Полуостров Крым, «ключами» которого были залив Сиваш и Севастополь, являлись главной целью штурмовой авиации, в которой мужественно сражался Леонид Беда. В один из апрельских дней 1944 года он возглавил группу из шести самолетов, получив задание нанести бомбовый удар по артиллерии и танкам противника в районе н.п. Томашовка. Заместителем командира группы был назначен гвардии старший лейтенант Брандыс, ставший к концу войны дважды Героем Советского Союза. В результате точного бомбометания несколько танков были уничтожены, остальные повернули обратно в район своих позиций. Истребители Ме-109 атаковали было штурмовиков, но их отбили истребители. В итоге воздушного боя один фашистский самолет был сбит, другие поспешили скрыться от такой же участи. Задание было успешно выполнено. Группа без потерь вернулась на свой аэродром и получила благодарность от командующего фронтом.

Старший лейтенант Леонид Беда, командуя эскадрильей всегда был в самой гуще боя. К каждому вылету подходил творчески и находил нестандартные решения. Он прекрасно понимал, что победа может быть достигнута только при внезапной атаке, и делал это с исключительным мастерством, ведя своих штурмовиков на предельно малой высоте, появляясь над вражескими позициями дерзко и неожиданно, нанося удар за ударом и тут же скрываясь в одной из многочисленных балок. В эти же дни не раз поднимал он свои Ил-2 и на штурмовку фашистских кораблей в Северной бухте и аэродромов на мысе Херсонес. За Крымскую операцию Леонид Беда был награжден орденом Александра Невского, а в октябре 1944 года в газете «Правда» был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении гвардии старшему лейтенанту Леониду Игнатьевичу Беде звания Героя Советского Союза.

Прославился Л.И. Беда вместе со своей эскадрильей и в операции «Багратион». В архивах сохранился любопытный документ, датированный 12 сентября 1944 года, за подписью Председателя Совнаркома Белоруссии. Он был адресован на имя маршала Советского Союза Г.К. Жукова, который вместе с маршалом Советского Союза А.М. Василевским осуществлял координацию действий фронтов, участвовавших в этой операции. Вот его содержание: «На днях мы обнаружили и осмотрели в лесах северо-восточнее Минска огромнейший укрепленный лагерь немцев, обнаруженный и полностью уничтоженный летчиками-штурмовиками под командованием капитана Леонида Беды.   Этот район представляет потрясающее впечатление по масштабам демонстрации мощи нашего воздушного флота…».

А в музее боевой славы дивизии есть еще один интересный документ времен войны: «За умелые действия по защите Оршанского железнодорожного узла и прилегающих к нему перегонов от разрушения немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание «Почетный железнодорожник» 13 летчикам-штурмовикам, в т.ч. Беде Л.И., Брандысу А.Я., Бойцову Ф.С. и др.». Получили они это звание за уничтожение специального путеразрушителя, которым фашисты уничтожали железнодорожные пути при отступлении. Найдя и уничтожив его, летчики спасли от разрушения сотни километров железнодорожных путей в районе Орши.

А дважды Героем Советского Союза майор Леонид Беда стал в 1945 году за участие в штурме крепостей в Восточной Пруссии, умелое командование эскадрильей. Он был примером для всех летчиков. Всего в 1-й гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской дивизии в период войны звание Героя Советского Союза было присвоено 77 летчикам. 7 из них это звание получили дважды. А стрелок-радист Семен Романов, пролетавший в экипаже Леонида Беды с начала 1943 года до конца войны, стал кавалером ордена Славы трех степеней, что приравнивается к званию Героя Советского Союза.

В 1945 году Л.И. Беда окончил Курсы усовершенствования командного состава в г. Липецк, в 1950 году – Военно-воздушную академию (Монино), в 1957 году – Военную академию Генштаба. Был командиром авиационного полка, заместителем командира авиационной дивизии в Туркестанском военном округе.

В 1957-1966 гг. командовал 1-ой гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизией, в которой воевал от Сталинграда до Кёнигсберга. В 1966-1968г.г. – заместитель, в 1968-1972г.г. – 1-й заместитель командующего 26-й Воздушной армией. С февраля 1972 года – командующий авиацией Белорусского военного округа.

Депутат Верховного Совета Белорусской ССР 5-го и 9-го созывов. Член ЦК Компартии Белоруссии.

Жил в Минске. Погиб 26 декабря 1976 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Почётные звания: Заслуженный военный лётчик СССР (17.08.1971), Почётный гражданин городов Кустанай (Казахстан) и Лида Гродненской области (Белоруссия).

За заслуги перед Отечеством Л.И. Беда навечно зачислен в списки 206-й штурмовой авиационной базы и войск ПВО Республики Беларусь. Его именем названы улицы в городах Минск, Лида и Кустанай, установлены бронзовый бюст в г. Кустанай и мемориальная доска в Минске на доме по ул. Янки Купалы, 7, где он проживал. На аллее Героев в ЦМ ВВС(Монино) посажен в честь его кедр.


Центральный музей
Военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1


Приёмная

+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник