Музейная деятельность

Новости, анонсы, события

(19.03(01.04.)1910 - 15.04.1986)

Герой Советского Союза

В посадке кедра  участвовал:

Генцис Александр Юрьевич

Советский лётчик, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской премии второй степени, полковник.

В довоенное время занимался планеризмом.

Во время Великой Отечественной войны совершил около 200 боевых вылетов. А также проводил испытания десантной техники, планеров, самолетов, в том числе Як-7Б, Як-3ПД, проводил лётные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность лётчика в полёте. В декабре 1945 года во время летных испытаний потерял левый глаз, но после восстановления вернулся к летной работе.

В послевоенное время участвовал в испытаниях многих самолетов ОКБ А.С. Яковлева, А.Н. Туполева, А.И. Микояна. За время своей лётной деятельности освоил около 200 типов самолётов и планеров, провёл испытания 30 типов самолётов, выполнил 308 парашютных прыжков, из них 6 — вынужденных.

В марте 2001 года ЛИИ им. М.М. Громова отметил своё 60-летие. За это время институт и его сотрудники прошли славный и героический путь. Двадцати пяти испытателям ЛИИ были присвоены звания Героев Советского Союза и Российской Федерации, более ста испытателей были удостоены званий «Заслуженный лётчик-испытатель» и «Заслуженный штурман-испытатель». Примечательно, что первым в институте и звание Героя СССР и звание «Заслуженный лётчик-испытатель» получил один и тот же человек — Сергей Николаевич Анохин.

Сергей Николаевич родился 19 марта (1 апреля) 1910 года в городе Москве в семье служащих.

С 1926 года, после окончания 7 классов средней школы, работал разнорабочим: укладчиком шпал на железной дороге, слесарем на электроподстанции, колол лёд на улицах. В 1928 году Сергей Анохин окончил автомобильные курсы и стал работать водителем автобуса.

Однажды старший брат Леонид выиграл по «осоавиахимовской» лотерее лыжи и подарил билет Сергею. Он пошёл за лыжами и узнал, что среди выигрышей есть и полёт над Москвой на самолёте. Недолго думая, Сергей поменял лыжи на полёт. По меткому выражению Ярослава Голованова, «так состоялся самый крупный выигрыш в истории всех наших лотерей: советская авиация «выиграла» Сергея Анохина». Вскоре он подал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошёл медкомиссию.

Тогда Сергей решил заняться планеризмом.

В 1929 году он начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе имени Кухмистерова.

В 1930 году окончил Московскую планерную школу. После этого, продолжая работу в автобусном парке, он занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе.

С января 1931 года С.Н.Анохин учится в Высшей лётно-планерной школе (ВЛПШ) в Коктебеле.

В ноябре 1931 года он закончил её и как один из лучших выпускников, был оставлен в ней командиром учебного лётного отряда.
В 1932 году Сергей Николаевич заканчивает Центральную лётную школу ОСОАВИАХИМа в Тушино.

В 1933 году окончил Высшую парашютную школу.

Таким образом, С.Н.Анохин стал универсалом: он освоил прыжки с парашютом, полеты как на планерах, так и на самолётах.

1 сентября 1933 года на планерных состязаниях в Коктебеле Сергей Николаевич впервые в термических потоках на планере обогнул гору Карадаг. 15 сентября того же года установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере – 15 часов 47 минут.

1934 год стал знаменательным в биографии Сергея Николаевича.

В мае этого года он участвует в первом буксировочном перелёте трёх планеров Г-9 за самолётом Р-5 (пилоты планеров — С.Н.Анохин, Н.Я.Симонов, И.И.Шелест, пилот Р-5 — Н.Д.Федосеев). Аэропоезд стартовал из Москвы 22 мая 1934 года и вскоре с промежуточными посадками достиг Коктебеля.

2 октября 1934 года С.Н.Анохин выполнил исключительный по смелости эксперимент на планере «Рот-Фронт-1» с его преднамеренным разрушением в воздухе. Эксперимент был задуман учёными и конструкторами ЦАГИ. По расчётам известного учёного-аэродинамика В.П.Ветчинкина, планер должен был разрушиться на скорости 220 км/ч.

По мнению другой группы учёных (в числе которых был конструктор планера О.К.Антонов), это должно было произойти на скорости около 300 км/ч. При испытании в воздухе планер разрушился на скорости, очень близкой к той, которую рассчитал В.П.Ветчинкин. С.Н.Анохин благополучно спасся на парашюте.

18 октября 1934 года Сергей Николаевич устанавливает новый всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере — 32 часа 11 минут. Тогда же, в октябре 1934 года, С.Н.Анохин выполняет экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере «П.Постышев» и устанавливает всесоюзный рекорд высоты полёта на планере — 2 340 метров.

В 1934 году в Феодосии вышел «Курс учебно-лётной подготовки ВЛПШ», написанный С.Н.Анохиным и Н.Я.Симоновым, в котором они обобщили и подвели итог большой предварительной учебной работы в школе. В этом же году Сергею Николаевичу присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР», а в 1935 году за большие заслуги в развитии планеризма он удостоен Грамоты ЦИК СССР. А было ему в то время всего 25 лет!

В те годы в ВЛПШ обучалась группа турецких планеристов, среди которых находилась и приёмная дочь президента Турции Ататюрка — Сабиха Гёт Чен. Турки освоили парение на планере, прыжки с парашютом. Затем Ататюрк обратился к правительству СССР с просьбой направить в Турцию инструкторов ВЛПШ для организации общества «Турецкая птица» (аналог нашего ОСОАВИАХИМа) и обучения турок планеризму и парашютным прыжкам. Для этого в Турцию были командированы инструкторы ВЛПШ С.Н.Анохин и М.Ф.Романов. Они отбыли из Одессы 11 апреля 1935 года. Вскоре в Турцию приехала жена Сергея Николаевича — известная планеристка Маргарита Карловна Раценская (в своё время она была его ученицей в ВЛПШ). Командировка планировалась на 3 месяца. Однако домой семья Анохиных вернулась лишь в январе 1940 года — через 57 (!) месяцев разлуки с Родиной. Они обучали турок полётам на самолётах, планерах, прыжкам с парашютом, авиамоделизму, ими было подготовлено несколько сотен пилотов. С.Н.Анохин даже научился бегло разговаривать на турецком языке. Там же, в Анкаре, в декабре 1937 года, у семьи Анохиных родился первенец — сын Сергей.

После возвращения в СССР Сергей Анохин работает в Центральном аэроклубе в Тушино: сначала командиром планерного звена, потом — командиром планерного отряда.

В 1940 году у С.Н.Анохина при выполнении пилотажа на планере отвалился элерон. Сложилась критическая ситуация: планер практически потерял управление. Однако лётчик сумел выполнить благополучную посадку.

С сентября 1941 года Сергей Николаевич — командир планерной авиаэскадрильи Центрального аэроклуба.

В ноябре 1941 года С.Н.Анохину присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР».

С декабря 1941 года Сергей Николаевич — в армии, ему присвоено воинское звание «старший лейтенант». Он назначен командиром отряда испытательной авиаэскадрильи Воздушно-десантных войск и проводит испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ в Медвежьих Озёрах.

В одном из полётов на планере в 1942 году в воздухе сорвалась обшивка с центроплана и разрушилась проводка управления элеронами. Создалась критическая ситуация. Однако С.Н.Анохин не бросил опытную машину и сумел мастерски выполнить посадку. Зимой 1942 года у самолёта-буксировщика СБ, пилотируемого Сергеем Николаевичем, оторвалась от ограничительного троса лыжа. Лётчик сумел благополучно посадить самолёт. К сожалению, так было не всегда. В том же 1942 году, при испытаниях планера А-7 на штопор, С.Н.Анохин был вынужден воспользоваться парашютом.

В августе — сентябре 1942 года С.Н.Анохин проводит испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом. Для этого к танку крепились крылья и хвостовое оперение. Было выполнено несколько подлётов и один полёт на буксире за самолётом ТБ-3. Однако мощности моторов ТБ-3 для длительной буксировки (даже со снятой башней танка) оказалось недостаточно и лётчик П.А. Еремеев был вынужден произвести отцепку А-40. С.Н.Анохин благополучно произвёл посадку на Быковском аэродроме (взлёт производился с аэродрома ЛИИ, расположенного примерно в 5 километрах от Быково). Испытания были прекращены.

Параллельно с испытательной работой Сергей Николаевич участвует в боевых действиях в должности командира лётного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте.

В течение 1942-1943 годов он совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планерах, доставляя им боеприпасы, медикаменты, продукты.

В апреле 1943 года С.Н.Анохиным и лётчиком Ю.Желютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлёт планера с партизанского аэродрома. Обычно планеры после выполнения перелёта к партизанам уничтожались, а пилоты планеров возвращались на самолётах. Но в тот раз это правило было нарушено. Несмотря на ограниченные размеры партизанского аэродрома и загрузку планера (на нём находились раненые партизаны, которых было необходимо срочно доставить в госпиталь), Сергеем Николаевичем был мастерски произведён взлёт на коротком тросе за самолётом СБ. Жизнь раненых была спасена. За этот подвиг С.Н.Анохин получил свою первую награду — орден Красного Знамени.

В июне 1943 года по личному распоряжению члена Государственного Комитета Обороны Г.М.Маленкова С.Н.Анохин откомандирован в Лётно-исследовательский институт для проведения испытаний самолёта «302» — одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД. К сожалению, из-за недоведённости двигателя самолёт был испытан лишь в планерном варианте.
В сентябре 1943 года С.Н.Анохин переходит в ЛИИ на постоянную работу.
С первых же дней работы в институте он выполняет самые сложные испытания, попадая при этом в критические ситуации. 5 октября 1943 года, при проведении испытаний самолёта, снабжённого турбокомпрессором для повышения высотности, в воздухе загорелся мотор. Несмотря на пожар, Сергей Николаевич выполнил посадку горящего самолёта на свой аэродром и уже на пробеге покинул кабину горящего самолёта. Пожар был ликвидирован, опытный самолёт спасён.

В мае 1944 года С.Н.Анохин выполняет первый полёт самолёта Як-7Р с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4с и проводит его испытания. В это же время он проводит лётные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность лётчика в полёте, выполняет ряд испытательных полётов на высотном самолёте-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 метров. Сложность этих высотных полётов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолёте.

В марте 1944 года С.Н.Анохину присвоена квалификация «лётчик-испытатель 3-го класса», в июле 1945 года — «лётчик-испытатель 2-го класса».

17 мая 1945 года С.Н.Анохин выполнял контрольные испытания истребителя Як-3 на прочность. Разрушение самолёта не предусматривалось, но и не исключалось. Надо было сделать 12 режимов с перегрузками. На третьем режиме Сергей Николаевич не включил самописец. Получалось, что придётся выполнять 13 режимов. Число «13» оправдало свою недобрую славу: на пятом режиме у самолёта отломилось крыло. Лётчику стоило огромных усилий и самообладания сбросить фонарь и выпрыгнуть с парашютом из беспорядочно падающего к земле самолёта. С.Н.Анохин получил тяжёлые ранения и потерял левый глаз.

Через два месяца, после выхода из госпиталя, перед лётчиком стал выбор дальнейшего жизненного пути. Решение однозначно: только летать! И начинаются долгие месяцы усиленных тренировок. С.Н.Анохин всячески разрабатывает глубинное зрение. И эти усилия оказались не напрасны. Уже в декабре 1945 года он возвращается к лётно-испытательной работе в ЛИИ и сразу же подключается к проведению самых сложных и ответственных испытаний.


В августе 1947 года С.Н.Анохину присвоена квалификация «лётчик-испытатель 1-го класса», а в 1949 году — воинское звание «полковник».
В 1947 году С.Н.Анохин прикомандировывается к ОКБ А.С.Яковлева. Там он выполняет первые полёты и проводит испытания Як-25 (первый), Як-30 (первый), Як-23УТИ, Як-50 (первый); участвует в испытаниях Як-11У, Як-16, Як-18У, Як-19, Як-20.

22 марта 1950 года на самолёте Як-50 С.Н.Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли — 1170 км/час (М=0,98).

Одновременно с работой в ОКБ А.С.Яковлева С.Н.Анохин активно участвует в испытаниях МиГ-15 и Су-15 (первый).

3 июня 1949 года при проведении испытаний Су-15 ему пришлось покинуть самолёт из-за возникших вибраций. Катапульта не сработала и лётчик был вынужден вручную сбрасывать фонарь кабины. Когда это не удалось, С.Н.Анохин, проявив завидную выдержку и хладнокровие, сумел выбраться из кабины в образовавшееся пространство между фонарём и бортом самолёта и благополучно выпрыгнуть с парашютом.
Летом 1949 года Сергей Николаевич провёл скоростные рулёжки первого отечественного сверхзвукового (по расчётам) самолёта Су-17 («Р»). Из-за закрытия ОКБ П.О.Сухого работы по этому самолёту были прекращены.

Поражает разнообразие типов самолётов, испытывавшихся С.Н.Анохиным в эти годы. Помимо вышеназванных, он также принимал участие в испытаниях самолётов И-215, И-320 («Р-2»), Ла-174, Су-11 (первый).
В 1951 году Сергей Николаевич принимает участие в испытаниях уникальной системы «Бурлаки». Эта система была разработана для увеличения дальности полёта истребителей для сопровождения стратегических бомбардировщиков. Пилот МиГ-15бис в полёте производил сцепку со специальным тросом, который выпускал Ту-4, затем выключал двигатель и продолжал полёт в безмоторном режиме.

В феврале 1951 года Сергей Николаевич был представлен к званию Героя Советского Союза, однако представление не было реализовано.
В 1951-1953 годах совместно с Амет-Ханом Султаном, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым Сергей Николаевич проводит испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС-1 «Комета».

Самолёт-аналог «К» был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. После отцепки автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. Лётчик должен был контролировать работу автоматической системы и в случае её отказа, переключить управление на себя. При подходе к цели автоматика выключалась и самолёт-снаряд приземлялся на аэродром.

За проведение этих испытаний Сергею Николаевичу 3 февраля 1953 года было присвоено звание Героя Советского Союза, он также был удостоен Сталинской премии 2-й степени (позже переименованной в Государственную премию СССР).

В 1957 году С.Н.Анохин совместно с Г.М.Шияновым проводит испытания СМ-30 — системы запуска самолёта МиГ-19 с наземной катапульты. В ходе этих испытаний он выполняет 2 старта на СМ-30 с подвесными топливными баками.

После нескольких катастроф самолётов Ту-104, причины которых так и не были выяснены, в 1958 году Сергеем Николаевичем были проведены сложные испытания самолёта Ту-104 на устойчивость и управляемость, а в 1959 году — испытания Ту-16 на срыв и сваливание.
17 февраля 1959 года С.Н.Анохину в числе первых 10 лётчиков было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», ему был вручен знак № 1.

В феврале 1959 года он проводит работу по определению возможности вывода самолёта из перевёрнутого штопора вслепую (испытания проводились на самолёте МиГ-15УТИ).

В начале 1960-х годов Сергей Николаевич выполнил несколько десятков полётов на летающей лаборатории Ту-104, созданной для исследования режима невесомости. Тут он впервые столкнулся с космонавтикой, лично познакомился со многими будущими космонавтами.
21 декабря 1960 года в испытательном полёте на Ту-16ЛЛ возникла критическая ситуация. Экипаж был вынужден покинуть самолёт. Фонарь кабины командира экипажа, которым в том полёте был С.Н.Анохин, не сбросился и катапульта (из-за блокировки) не сработала. Вот тут ему и пригодился богатый опыт парашютных прыжков. Сергей Николаевич хладнокровно отсоединил фал парашюта от своего катапультного кресла, вылез из кабины через сброшенный фонарь второго пилота (им был Г.Н.Захаров), схватился за антенну, идущую вдоль фюзеляжа и скользя по ней, миновал зону воздухозаборников двигателей. После чего отделился от самолёта и благополучно раскрыл парашют.

В августе 1962 года С.Н.Анохин был по здоровью списан с лётно-испытательной работы. После этого он работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В марте 1964 года Сергей Николаевич вышел в отставку и уволился из ЛИИ, которому отдал более 20 лет жизни.

С 1974 года С.Н.Анохин — начальник сектора НПО «Энергия», а с 1977 года — заместитель командира отряда космонавтов — ведущий инженер НПО «Энергия». Благодаря его поддержке и помощи в отряд космонавтов были зачислены инженеры ОКБ А.С.Елисеев, В.Н.Кубасов, В.И.Севастьянов, Н.Н.Рукавишников, О.Г.Макаров, В.В.Лебедев, Г.М.Гречко, В.В.Аксёнов, А.С.Иванченков, В.В.Рюмин, которые стали известными лётчиками-космонавтами, дважды Героями Советского Союза.
Последний раз Сергей Николаевич поднялся в небо в 1983 году на мотодельтаплане. Произошло это в Коктебеле, на торжествах, посвящённых 60-летию советского планеризма. Было ему в то время 73 года.

За время своей лётной деятельности С.Н.Анохин освоил около 200 типов самолётов и планеров, провёл уникальные по своей сложности испытания, им выполнено более 250 парашютных прыжков (из них 6 — вынужденных).


Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин был награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени; орденом Красной Звезды, 15 медалями (в том числе – медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени), а также медалью Китайской Народной Республики.

Умер Сергей Николаевич 15 апреля 1986 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Именем С.Н.Анохина названа малая планета, открытая 17 июля 1969 года и зарегистрированная в апреле 1996 года. На доме, где он жил (г.Москва, Кудринская площадь, дом 1), помещена мемориальная доска.
Нынешнее поколение испытателей Лётно-исследовательского института сберегло и умножило традиции, заложенные Сергеем Николаевичем.

 


Центральный музей
Военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1


Приёмная

+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник