Самолёт Ту-144, расцениваемый многоми на Западе всего лишь как советская копия лайнера Concorde, на самом деле был крупнее, тяжелее, быстрее и мощнее. А специалисты отмечают, что в ряде технических аспектов он был более совершенным.
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 предназначался для перевозки 130 человек на внутренних и международных авиалиниях средней и большой протяженности (до 6500 км) со сверхзвуковой крейсерской скоростью 2200 км/ч. Ту-144 совершил первый полет 31 декабря 1968 г. Аналогичный англо-французский самолет "Конкорд" взлетел в воздух в 1969 г. Заводские и государственные испытания проводили летчики-испытатели Елян и Козлов. Они же исследовали поведение самолета на критических режимах полета.
Серийные самолеты оборудовались двигателями РД36-51А конструкции Кузнецова. Пассажирские рейсы начались 1 ноября 1977 г. Ввиду нерентабельности, полеты были прекращены, а производство самолетов остановлено. Было изготовлено 17 самолетов, два самолета были потеряны при испытательных полетах. В музее находится головной серийный самолет Ту-144, изготовленный на Воронежском авиационном заводе. С марта 1975 г. по февраль 1980 г., когда самолет был перегнан в Монино экипажем летчика-испытателя Воронченко, самолет совершил 320 полетов суммарной продолжительностью 582 часа (при установленном вначале ресурсе в 500 ч).