15 октября 1940 года состоялся первый полёт ДБ-4, скоростного дальнего бомбардировщика, разрабатывавшегося в СССР в 1939—1940 годах.
В отличие от Ил-4, был выполнен по схеме высокоплан с разнесённым оперением по типу Пе-2.
В конце 1930-х ВВС РККА стали нуждаться в современных дальних бомбардировщиках: СБ и ДБ-3 не удовлетворяли современным условиям. Техническое задание на бомбардировщик, имеющий боевой радиус и бомбовую нагрузку ДБ-3, но превосходящий его по скорости, было получено в марте 1938 года.
Первый полет самолета ДБ-4 состоялся 15 октября 1940 г. под управлением летчика-испытателя В. К. Коккинаки. Испытания выявили два основных недостатка: малую путевую устойчивость нового самолета, особенно на небольших скоростях, и недостаточную жесткость его фюзеляжа на кручение из-за наличия в нем большого выреза под бомбоотсек. Оба недостатка были устранены увеличением площади вертикального оперения и установкой на наружной обшивке фюзеляжа четырех (по два с каждого борта) мощных лонжеронов из прессованного профиля корытообразного сечения. Изменения были внесены и в конструкцию второго опытного самолета ДБ-4, постройка которого была завершена в конце ноября 1940 г. Однако уже после первых полетов второго опытного самолета летные испытания ДБ-4 прекратили, так и не выявив полностью его летно-технических данных. Основными и более важными в то время направлениями деятельности немногочисленного коллектива ОКБ С. В. Ильюшина были работы по доводке и обеспечению серийного производства самолетов Ил-2 и ДБ-3Ф, а также по проектированию бронированного штурмовика ЦКБ-60. Кроме того, создание скоростного дальнего бомбардировщика посчитали завершенным после запуска в октябре 1940 г. в серийное производство самолета ДБ-240 (Ер-2), который, проходя государственные испытания с двигателями М-105, достиг скорости 500 км/ч и заданной дальности полета с нормальным бомбовым грузом.